Рама шарнирно-сочлененного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п1 572395
Соаз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.08.73 (21) 1958639f11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.77. Бюллетень № 34 (51) M. Кл. В 620 21/18
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.01 1.4 (088.8) Дата опубликования описания 29.09.77 (72) Авторы изобретения,А. М. Баринов, Ю. Н. Димитраки, Г. Д. Добрев, В, В. Захаров, В. П. Курников, В. И. Микин, 1О. T. Несвитайло и И. А. Стригин
Кременчугский ордена Ленина автомобильный завод им. 50-летия Советской Украины и
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявители,(54) РАМА ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОГО
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается конструкции рам шарнирно-сочлененных транспортных средств, Известны рамы шарнирно-сочлененных транспортных средств, имеющие шарнирные соединения, образованные сферическими шарнирами, связывающими смежные секции рамы, и дополнительное передаточное звено в виде реактивной штанги, соединенное с обеими секциями (1).
Известный тип шарнирных сочленений допускают не только необходимый для нормальной работы сочлененного транспортного средства взаимный поворот секций вокруг вертикальной оси, но также и взаимный их поворот вокруг продольной оси транспортного средства.
Это уменьшает поперечные нагрузки и скручивающие моменты, действующие на рамы сопрягаемых секций в пределах того свободного поворота секций, который допускается конструкцией. Однако в реальных условиях эксплуатации всегда возможны такие случаи, когда угол поворота секций вокруг продольной оси выбран и, следовательно, в отношении поворота вокруг этой оси секции представляют жесткое целое, в силу чего рамы секций нагружаются дополнительными усилиями. Кроме того, соединение секций с помощью сферического шарнира влечет за собой значительное усложнение конструкции элементов поворота и связей секций.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является рама шарнирно-сочлененного транспортного средства, смежные секции которой соединены между собой парой соосных шарниров, каждый из которых имеет палец, жестко связанный с поперечной балкой, установленной между лонжеронами одной секции, и корпус, жестко связанный с поперечной балкой, установленной между лон15 жеронами другой секции, причем связь одного из пальцев с одной из поперечных балок выполнена через реактивную тягу (2).
Недостатком таких рам является большая нагруженность их элементов и деталей шар20 нирного сочленения крутящими и изгибающими моментами, вызываемыми тяговыми, инерционными и весовыми нагрузками, действующими на транспортное средство.
Поперечные балки, с которыми связаны де25 тали шарниров, воспринимают не только горизонтальные тяговые и тормозные усилия, но испытывают также и кручение, обуслоьленное смещенным приложением горизонl572395 тальпых усилий. Действующие на транспортное средство поперечные усилия в известных рамах полностью передаются от одной секции к другой деталями шарниров, что требует увеличения их прочности и размеров.
С целью снижения нагрузок, действующих на элементы рамы и дегали шарнирного сочленения, в предлагаемой конструкции поперечная балка реактивной тяги и поперечная балка по крайней мере одного из шарниров снабжены на противоположных концах опорными цапфами с горизонтальной осью, а на лонжеронах секций закреплены кронштейны с соосными отверстиями, в которых установлены опорные цапфы балок.
На фиг. 1 показана предлагаемая рама шарнирно-сочлененного транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — сечение А — А фиг. 1.
Предлагаемая рама шарнирно-сочлененного транспортного средства содержит смежные секции 1 и 2. Эти секции соединены между собой двумя соосными шарнирами, каждый из которых состоит из пальца 3 и 4, сферического подшипника 5 и 6 и корпуса, жестко связанного с поперечной балкой 7 и 8 или выполненного с ней заодно. Палец 3 верхнего шарнира установлен на поперечной балке 9 секции 1. Балка 7, выполненная заодно с корпусом верхнего шарнира, на концах снабжена опорными цапфами, которые входят в соосные отверстия кронштейнов 10 и 11, закрепленных на лонжеронах секции 2.
Балка 8 нижнего шарнира установлена в кронштейнах 12 и 13, закрепленных на лонжеронах секции 1. Палец 4 нижнего шарнира связан с поперечной балкой 14 секции 2 с помощью реактивной тяги 15. Балка 14 снабжена на концах опорными цапфами 16, которые установлены в кронштейнах 17, закрепленных на лонжеронах секции 2.
При работе предлагаемой рамы шарнирносочлененного транспортного средства поворот секций осуществляется вокруг оси шарнирных соединений рамы, при этом проворота смежных секций относительно друг друга вокруг продольной оси нс происходит, в результате чего уменьшается крутящий момент, нагружающий раму.
Поперечные нагрузки, действующие на транспортное средство, передаются от одной секции рамы к другой рассредоточенно, так как тяга 15 с балкой 14 имеет разнесенные
10 по ширине рамы опоры в кронштейнах 17, закрепленных на лонжеронах секции 2. Таким образом, детали верхнего и ни кнего шарниров оказываются в значительной степени разгруженными от поперечных нагрузок.
Формула изобретения
Рама шарнирно-сочлененного транспортного средства, смежные секции которой соеди20 иены между собой парой соосных шарниров, каждый из которых имеет палец, жестко связанный с поперечной балкой, установленной между лонжеронами одной секции, и корпус, жестко связанный с поперечной балкой, уста25 новленной между лонжеронами другой секции, причем связь одного из пальцев с одной из поперечных балок выполнена через реактивную тягу, отличающаяся тем, что, с целью снижения нагрузок, действующих на
30 элементы рамы и детали шарнирного сочленения, поперечная балка реактивной тяги и поперечная балка по крайней мере одного из шарниров снабжены на противоположных концах опорными цапфами с горизонтальной
35 осью, а на лонжеронах секций закреплены кронштейны с соосными отверстиями, в которых установлены опорные цапфы балок.
Источники информации, 40 принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 2941612, кл. 180 — 51, 1960.
2. Патент США № 3157239, кл, 180 — 51, 1964. 572395
1б 14
А-А
Составитель Л. Смольская
Редактор О. Торгашева Техред М. Семенов Корректор Л. Брахнина
Подписное
Заказ 2129/5 Изд. № 796 Тираж 850
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам мзобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2