Устройство для защиты судового двигателя от заливания водой через газовыхлопной тракт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i<) 572400

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 14,01.74 (21) 1987841/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет ,(43) Опубликовано 15.09,77. Бюллетень № 34 (45) Дата опубликования описания 26.12.77 (51) М. Кл,"- В 63Н 21/34

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 629.12.002:

:621.1(088.8) по делам нзобретсчий и открытии (72) Авторы изобретения

A. П. Городянко, М. Г. Шперлинг, В. П. Гуревич и Б. Г. Сиротин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЪ| СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

ОТ ЗАЛИВАНИЯ ВОДОЙ ЧЕРЕЗ ГАЗОВЫХЛОПНОЙ TPAKT

Изобретение относится к области использования судовых силовых установок, в частности для защиты судового двигателя от заливания водой через газовыхлопной тракт.

Известно устройство для защиты судового двигателя от заливания водой через газовыхлопной тракт, содержащее заслонку, установленную внутри газовыхлопного тракта и датчик-сигнализатор начала работы дизеля (1).

Недостатком известного устройства является отсутствие резервирования в выходных каналах датчика-сигнализатора, а также применение для сигнализации начала работы двигателя косвенных параметров, например давления масла в главной магистрали или выхлопных газов.

Известно также устройство для защиты судового двигателя от заливания водой через газовыхлопной тракт, содержащее датчик работы двигателя и установленную внутри газовыхлопного тракта заслонку, кинематически связанную с исполнительным механизмом, и концевые выключатели положения заслонки (2).

Однако в известном устройстве при колебаниях давления воздуха заслонка может изменять свое положение, что отрицательно сказывается па работе двигателя.

Кроме того, устройство Hp. позволяет контролировать исправность работы заслонки при неработающсм двигателе.

С целью повышения надежности предлагаемое устройство снабжено логическими элементами И, ИЛИ и фильтром, а датчик работы двигателя выполнен на тахогенераторе с трехфазным выходом, причем одна из фаз подключена к одному из входов первого элемента

И, а две другие подсоединены соответственно ко входам первого элемента ИЛИ, соединенного своим выходом с другим входом первого

10 элемента И и со входами второго элемента И, выходы первого и второго элементов И подключены через второй элемент ИЛИ и фильтр к одному из входов третьего элемента ИЛИ, соединенного своим выходом с исполнитель15 ным механизмом, а также тем, что выход второго элемента ИЛИ соединен с одним из входов третьего элемента И, другой вход которого соединен через коммутирующий элемент с источником питания, а выход — с другим вхо20 дом третьего элемента ИЛИ.

На чертеже представлена функциональная схема системы.

На выходе газовыхлопного тракта двигателя

1 установлена поворотная заслонка 2, кинема25 тически соединенная с исполнительным механизмом 3. Механизм 3 кинематически соединен с концевыми выключателями 4 (открытого) и

5 (закрытого) положения заслонки, к которым подключены сигнальные лампы 6 и 7 соответственно.

С двигателем 1 кнпематическп связаны дат572400

40

45 чики 8 и 9 его работы, выполненные на тахогенераторах с трехфазным выходом и для контроля работы дизеля и заслонки подключенные к измерителям 10 и 11.

Датчик 8 одной своей фазой подключен к одному из входов первого элемента 12 И, а двумя другими — ко входам первого элемента

13 ИЛИ и второго элемента 14 И.

Выходы первого элемента 12 И и второго элемента 14 И подключены ко входам второго элемента 15 ИЛИ, который через фильтр 16 и третий элемент 17 ИЛИ подключен к исполнительному механизму 3 заслонки 2. Второй вход третьего элемента ИЛИ подключен к выходу третьего элемента 18 И, входы которого соединены соответственно через коммутирующий элемент 19 с источником питания (на чертеже не показан) и с выходом второго элемента 15 ИЛИ. Датчик 9 подключен аналогичным образом через элементы 20 и 21 И, 22 и 23

ИЛИ к фильтру 16 и элементу 18 И.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При запуске двигателя 1 сигналы от датчиков 8 и 9 через логические элементы поступают на вход элемента 17 ИЛИ, сигнал с выхода которого воздействует на механизм 3, поворачивающий заслонку 2 и замыкающий концевой выключатель 5, от которого включается лампа 7 («заслонка открыта») .

При остановке двигателя 1 сигналы со входов элемента 17 ИЛИ снимаются, механизм 3 закрывает заслонку 2. При этом размыкается выключатель 5, гаснет лампа 7 («заслонка открыта»), замыкается выключатель 4, включается лампа 6 («заслонка закрыта»).

При обрыве любой из фаз датчика 8 или 9 сигнал на выходе схемы сохраняется. Так при обрыве одной из фаз датчика 8 сигнал двух других фаз поступает через элемент 14 И и элемент 15 ИЛИ на вход элемента 17 и далее на механизм 3. Сигнал об обрыве фазы оператор получает по изменению показаний измерителя 10.

Контроль работы заслонки 2 осуществляется нажатием коммутирующего элемента 19, при этом поступает сигнал на вход элемента

18. При отсутствии сигналов от датчиков 8 и

9 с выхода элемента 18 поступает сигнал на вход элемента 21 и далее на механизм 3, При отпускании элемента 19 сигнал с выхода элементаа 18 сии м а ется.

Фильтр 16 препятствует колебаниям заслонки при кратковременных провалах частоты вращения двигателя, возможных при его пуске, реверсировании и т. п.

Формула изобретения

1. Устройство для защиты судового двигателя от заливания водой через газовыхлопной тракт, содержащее датчик работы двигателя и установленную внутри газовыхлопного тракта заслонку, кинематически связанную с исполнительным механизмом, и концевые выключатели положения заслонки, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, оно снабжено логическими элементами И, ИЛИ и фильтром, а датчик работы двигателя выполнен на тахогенераторе с трехфазным выходом, причем одна из фаз подключена к одному из входов первого элемента И, а две другие подсоединены соответственно к входам первого элемента ИЛИ, соединенного своим выходом с другим входом первого элемента И и с входами второго элемента И, выходы первого и второго элементов

И подключены через второй элемент ИЛИ и фильтр к одному из входов третьего элемента

ИЛИ, соединенного своим выходом с исполнительным механизмом.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения контроля исправпости устройства, при неработающем двигателе, выход второго элемента ИЛИ соединен с одним из входов третьего элемента И, другой вход которого соединен через коммутирующий элемент с источником питания, а выход — с другим входом третьего элемента

ИЛИ.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 241248, кл.

В 6ЗН 21/32, 1967.

2. Авторское свидетельство № 464481, кл.

В 6ЗН 21/34, 1973.

572400

Составитель Г. Корнева

Техред М. Семенов

Корректор Е. Хмелева

Редактор О. Торгашева

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2224/8 Изд. Иа 737 Тираж 563

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж,-35, Раушская наб., д. 4/5