Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О Il Й С-"А" Н -И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ пц 572579
Сова Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.12.75 (21) 2198743/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.77. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 21.09.77 (51) М. Кл, F 02В 55/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.437(088.8) (72) Автор изобретения
В. Е. Басов (71) Заявитель (54) РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЪ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания с планетарным движением ротора-поршня в трохоидальной рабочей камере.
Известны роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой и планетарным движением в ней полого ротора-поршня, снабженного системой смазки и охлаждения его элементов путем подачи масла по осевому каналу эксцентрика выходного вала и сообщенному с ним раздельному радиальному каналу для подачи масла к роликовому подшипнику и в полость ротора-поршня для его охлаждения (1).
Недостатком этих двигателей является сложность размещения раздельных радиальных каналов в эксцентрике выходного вала.
Известны также роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой, содержащие полый роторпоршень, установленный на эксцентрике выходного вала с осевым и радиальным каналами для подвода масла к подшипникам качения, размещенным в полости между роторомпоршнем и эксцентриком выходного вала (2).
Недостатками таких двигателей являются худшие условия смазки подшипников, расположенных у торцов эксцентрика и нагруженных в большей степени, чем подшипники, расположенные в средней плоскости эксцентрика.
Для улучшения условий смазки подшипников в предлагаемом двигателе радиальный канал расположен у одного из торцов эксцентри5 ка, а на его выходе выполнен кольцевой маслосборник, связанный распределительными отверстиями с полостью размещения подшипников и внутренней полостью ротора-поршня.
10 На фиг. 1 показан предлагаемый двигатель, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 в увеличенном масштабе.
Двигатель содержит корпус 1 с трохоидальной рабочей камерой, полый ротор-поршень 2, 15 планетарно движущийся в рабочей камере, центральный канал 3 для подвода масла, выполненный в выходном валу 4 и сообщенный с ним радиальный канал 5, который расположен у торца эксцентрика G. В полости между
20 ротором-поршнем 2 и эксцентриком 6 выходного вала расположены многорядные подшипники 7 качения, на которых установлен роторпоршень 2.
На выходе радиального канала 5 выполнен
25 кольцевой маслосборник, который образован сообщенными радиальным отверстием 8 кольцевыми полостями 9 и 10. Причем первая полость 9 связана распределительным отверстием 11 с полостью размещения подшипников, 30 а вторая полость 10 связана распределитель572579
3 ным отверстием 12 с внутренней полостью ротор а-поршня.
При этом для лучшей технологичности выполнения и сборки маслосборника, образованного этими полостями, полость 9 выполнена в шайбе 13, установленной в торец крайнего подшипника, а полость 10 — в бурте втулки
14 подшипника.
Предлагаемый двигатель работает следующим образом.
При вращении ротора-поршня 2 в рабочей камере масло, подаваемое по каналу 3 выходного вала 4 направляется по каналу 5 в полость 9 кольцевого маслосборника. Из полости
9 маслосборника масло направляется через отверстие 11 к наиболее нагруженному ряду подшипников 7, расположенному у торца эксцентрика 6, и далее вдоль последующих рядов подшипников (направление движения масла показано на чертежах стрелками) .
Одновременно из полости 9 через отверстия
8 масло поступает в полость 10 маслосборника, а из нее через отверстие 12 в полость ротора-поршня 2, например, на его охлаждение.
Формула изобретения
Роторно-поршневой двигатсль внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой, содержащий полый ротор-поршень, установленный на эксцентрике выходного вала с осевым и радиальным каналами для подвода масла к подшипникам качения, размещенным в полости между ротором-поршнем и эксцентри10 ком выходного вала, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий смазки подшипников, радиальный канал расположен у одного из торцов эксцентрика, а на его выходе выполнен кольцевой маслосборник, связанный
15 распределительными отверстиями с полостью размещения подшипников и внутренней полостью ротора-поршня.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
20 1. Н. С. Ханин, С. Б. Чистозвонов. «Автомобильные роторно-поршневые двигатели, М., Машгиз, 1964, с. 125.
2. Патент США № 2947290, кл. 123 — 8.05, 1960 (прототип) .
572579
gaen1
>a
Составитель А. Жариков
Техред М. Семенов
Корректор О. Тюрина
Редактор И. Шубина
Подписное
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 1986/18 Изд. № 752 Тираж 693
НГ10 Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4/5