Двойная карданная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
0 П И С А Н И Е 011 572604
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26,06.75 (21) 2148913/27 с присоединением заявки № (51) "1. Кл. Р 16тт „" 44
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.09.77. Бюллетень ¹ 34 (53) УДК 621.825(088.8) (45) Дата опубликования описания 24.10.77 (72) Автор изобретения
В. В. Погодин (71) Заявитель (54) ДВОЙНАЯ КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах приводов машин и механизмов в условиях повышения перекосов и смещений осей валов.
Известна карданная передача, содержащая ведущую и ведомую вилки и соединительный элемент, обеспечивающая синхронную передачу момента при перекосе и несоосности осей валов (1).
Недостатки ее состоят в ограниченной величине несоосности и наличия люфтов, приводящих к рассогласованию кинематических параметров ведущего и ведомого элементов.
Известна также карданная передача прокатного стана, содержащая ведущий и ведомый элементы и промежуточные тела качения, подпружиненные относительно корпуса одного из элементов, что обеспечивает нх постоянную установку в номинальном положении (2), Недостаток этой известной передачи состоит в невозможности передачи момента при несоосности валов.
Наконец, известна двойная карданная передача, содержащая ведущую и ведомую вилки с опорами и соединительный элемент (3).
Данное устройство наиболсе близко к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
Недостатки его состоят в наличии невыбираемых люфтов, приводящих к вышеотмечепным последствиям.
Цель изобретения состоит в разработке двойной карданной передачи, свободной от перечисленных недостатков указанных известных устройств аналогичного назначения.
Это достигается тем, что соединительный
10» ведомого полувалов с вилками на пернферий1пых концах, соединенными с опорами ведущей и ведомой вилок, выполненными с промежуточными кольцами и установленными в них
15 радиально-упорными подшипниками, поджатыми распорными втулками н прпвернутыми к кольцам крышки, и с наконечниками на сопряженных концах полувалов, выполненными с аксиальными ответными выступами и
20 пазами, а также с центральным пальцем, установленным с возможностью осевого перемещения в ответном отверстии сопряженного наконечника, причем один из наконечников полувалов выполнен с утолщенными выступа25 ми и гнездами с установленными в них поочередно перпендикулярно поверхностям пазов и выступов винтами с контргайками и шариками, подпружиненными установленными на поверхности наконечников, например, пластинчаЗО тыми пружинами.
572604
15
3
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — сечение по
А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение по Б — Б на фиг. 1.
Двойная карданная передача содержит вилки 1 и 2, ведущий промежуточный полувал 3 с вилкой карданного шарнира с одной стороны и с наконечником, имеющим прямоугольные выступы 4 и цилиндрический направляющий палец 5 с другой стороны. Ведомый промежуточный полувал 6 выполнен с вилкой карданного шарнира на одном конце и утолщенным выступом 7 с пазами 8 и направляющим отверстием 9 на другом конце. В вилках
1, 2 промежуточных валов 3, 6 при помощи штифта 10 жестко закреплены оси 11, на которых установлены распорные втулки
12 и радиально-упорные подшипники 13. Корпусом для подшипников служит промежуточное кольцо 14, состоящее из двух полуколец, соединенных болтами, не показанными на чертежах. Подшипники снаружи закрыты крышками 15 и 16. При креплении крышки своими посадочными буртиками упираются в наружные кольца подшипников 13, создавая в них определенный натяг между наружными и внутренними кольцами, так как внутреннее кольцо подшипника постоянно упирается в распорные втулки 12.
Ведущий промежуточный полувал 3 своим наконечником с прямоугольными выступами 4 и цилиндрическим направляющим пальцем 5 входит соответственно в прямоугольные пазы
8 и направляющее отверстие 9 утолщенного выступа 7 промежуточного ведомого вала 6.
В последнем имеется четыре сферических гнезда, куда закладываются шарики 17, из которых два в перекрестном направлении поджаты винтами 18 и контргайками 19 до упора с выступами 4, а два других, также поджатыдо упора с выступами через цилиндрический ролик 20 пластинчатой пружиной 21, привернутой к кольцу 14 болтами 22. На направляющем пальце вала 3 имеется паз, не показанный на чертеже, куда входит ограничительный винт 23, с помощью которого регулируют общую длину двойной карданной передачи.
При работе двойной карданной передачи вилка 1, жестко связанная с ведущим валом привода через ось 11, радиально-упорный подшипник 13, промежуточное кольцо 14, что в целом составляет карданный шарнир с промежуточным кольцом, передает вращение на ведущий промежуточный полувал 3, который своим наконечником с прямоугольными выступами 4 сообщает вращение ведомому промежуточному полувалу 6, который через второй карданный шарнир вращает вилку 2, жестко связанную с валом исполнительного механизма.
Так как на прямоугольные выступы 4 промежуточного ведущего полувала 3 со стороны промежуточного ведомого полувала 6 постоянно давят шарики 17, воспринимающие передаваемую нагрузку через ролики 20 усилием пластинчатой пружины 21, а противоположные шарики являются жесткими шариковыми опорами, то в данном соединении люфт отсутствует, соединение работает как безлюфтовое. Центрирование промежуточных полувалов 3 и 6 между собой осуществляется при помощи цилиндрического направляющего пальца 5 и направляющего отверстия 9.
Описанное устройство повышает надежность, синхронность, точность работы привода и отработку параметров движения исполнительного механизма, что повышает долговечность и четкость работы изделий, устраняет применение дополнительных приборов.
Формула изобретения
Двойная карданная передача, содержащая ведущую и ведомую вилки с опорами и соединительный элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения устранения рассогласования кинематических параметров ведущего и ведомого валов, повышения точности отработки движения исполнительным механизмом за счет устранения люфтов и повышения надежности работы, соединительный элемент выполнен в виде ведущего и ведомого полувалов с вилками на периферийных концах, соединенными с опорами ведущей и ведомой вилок, выполненными с промежуточными кольцами и установленными в них радиально-упорными подшипниками„поджатыми распорными втулками и привернутыми к кольцам крышками, и с наконечниками на сопряженных концах полувалов, выполненными с аксиальными ответными выступами и пазами, а также с центральным пальцем, установленным с возможностью осевого перемещения в ответном отверстии сопряженного наконечника, причем один из наконечников полувалов выполнен с утолщенными выступами и гнездами с установленными в них поочередно перпендикулярно поверхностям пазов и выступов винтами с контргайками и шариками, подпружиненными установленными на поверхности наконечников, например, пластинчатыми пружинами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Мо 125880, кл. 64 — 21, 1972, 2. Заявка Мю 2145167/27 от 16.06.75, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.
3. В. И, Анохин «Отечественные автомобили», М,, 1968, с, 536, 537, 572604
1Ф /5 Я
Фиг. z
/Р, 0
Фиг. Г
Составитель А, Шаповаленко
Техред И. Михайлова Корректор Л. Денискина
Рсдактор Н. Хлудова
Заказ 2528 14 Изд № 724 Тираж 1154
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, азу|нская наб., д. 4/5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2