Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 1и1 572877

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнк

Социалистических

Республик . (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.07.75 (21) 2156363j07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15,09,77. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 12.09.77 (51) М. Кл.з Н 02К 3/50

Н 02К 3/24

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Лвторы изобретения

В, П. Анемподистов, В. П. Глазков, В. А. Обухов, В. С. Суворкин и Г. Г. Сидоров (71) Заявитель (54) РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛ1ОСНОЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к синхронным неявнополюсным электрическим машинам.

Известен ротор электрической машины, в котором охлаждение лобовых частей обмотки осуществляется газом, проходящим между валом и лобовыми частями обмотки по каналам в распорных элементах (1J Недостатком такого ротора является наличие сложной системы винтовых каналов в распорных элементах, что усложняет его конструкцию.

Наиболее близким к изобретению является ротор, в распорных элементах лобовых частей обмотки которого выполнены сквозные каналы, расположенные вдоль проводников обмотки (21. Недостатком этого ротора является невысокая эффективность охлаждения о бмотки.

Целью изобретения является улучшение охлаждения лобовых частей обмотки за счет снижения аэродинамического сопротивления при прохождении газа по каналам в распорных элементах. Это достигается тем, что в предлагаемом роторе одни из распорных элементов в части, обращенной к валу, выполнены расширяющимися, а другие — сужающимися, причем указанные элементы выполнены чередующимися, На фиг, 1 показана развертка лобовых частей обмотки описываемого ротора; на фиг.

2 — сечение по Л вЂ” А на фнг. 1; на фиг. 3— сечение по Б — b на фиг. 1.

В роторе 1 расположена обмотка 2, лобовые части которои закреплены при помощи бан5 дажного 3 и центрирующего 4 колец. Между валом ротора и лобовыми частями обмотки образовано пространство В для подачи охлаждающего газа. Выход газа из лобовых частей обмотки осуществляется через каналы а

10 в больших зубцах ротора и (или) канал б между бандажным кольцом и торцом ротора.

i 1åæäó катушками в лобовых частях установлены клинья 5 (изоляционные элементы между сторонами катушек, расположенных в

15 осевом направлении) и распорки 6 (изоляционные элементы между сторонами катушек, расположенных в тангенциальном направлении), Для выхода газа из средней зоны лобовых частей обмотки (против необмотанной ча20 сти ротора) между валом и лобовыми частями установлены продольные планки 7. В распорных элементах выполнены каналы в для прохода газа. Для улучшения входа и выхода газа из лобовых частей обмотки обращенные

25 к валу края клиньев и распорок выполнены расширенными или суженными, причем распорные элементы с расширением и сужением чередуются между собой.

11ри вращении ротора охлаждающий газ

30 поступает в пространство В между валом ротора и лобовыми частями обмотка, далее часть газа попадает в каналы, образованные боковыми сторонами катушек, расположенных в осевом направлении, и клиньями 5, скошенными в сторону центрирующего кольца 4, проходит через каналы в клиньях 5 и каналы, скошенные в сторону торца ротора, и выходит из лобовых частей обмотки, Далее газ продолжает движение в сторону торца ротора

1 с заходом и выходом в каналы между клиньями 5. Выход из зоны лобовых частей обмотки осуществляется через каналы между торцом ротора 1 и бандажным кольцом 3.

Другая часть газа поступает в каналы, образованные боковыми сторонами катушек, расположенных в тангенциальном направлении, и распорками 6. По каналам, скошенным по направлению вращения, газ проходит в лобовые части обмотки, а по каналам, скошенным против направления вращения, газ выходит нз лобовых частей обмотки.

В пространстве, ограниченном лобовыми частями, валом и продольными планками, газ проходит в осевом направлении к торцу ротора и выходит из лобовых частей через каналы а в больших зубцах ротора и (или) канал б между торцом ротора 1 и бандажным кольцом 3.

Формула изобретения

Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины, содержащий вал и обмотку с непосредственным охлаждением лобовых частей газом и имеющий междукатушечные

10 распорные элементы с каналами, расположенными вдоль проводников и сообщающими" ся с полостью между валом и обмоткой, отлич ю щи йся тем, что, с целью улучшения охлаждения, одни из распорных элемен15 тов в части, обращенной к валу, выполнены расширяющимися, а другие — сужающимися, причем указанные элементы выполнены чередующимисяся.

Источники информации, 20 принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР № 237974, кл. Н 02К 9/16, 1963, 2. Азбукин Ю. И. Модернизация систем охлаждения роторов турбогенераторов. М.— Л., 25 изд. «Энергия», 1966, с. 24, рис. ЗЗ.

А -А

Фиг. 2

Составитель А, 8оннов

Редактор А. Пейсоченко

Корректор Л. Котова

Техред М. Семенов

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1983/9 Изд. ¹ 756 Тираж 9!7

1-!ПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5