Узел охлаждения тихоходной электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
!!!1 572879
ОЛ ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.06.73 (21) 1932923j07 (51) М, Кл. - Н 02К 9/06 с прпсосд1!нс!!Ием заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.77. Бюллетень ¹ 34 (53) УДК 621.514.65 (088.8) Дата опубликования описания 12.09.77 (72) Авторы изобретения
А. И. Яковлев и Ю. В, Яковлев
Харьковский авиационный институт (71) Заявитель (54) УЗЕЛ ОХЛАЖДЕНИЯ ТИХОХОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИ НЫ
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к вентиляторам для охлаждения электрических машин.
Известен узел вентилятора для охлаждения тихоходной электрической машины, содержащий фрикционную передачу, встроенную в рассечку вала между ротором и рабочим колесом вентилятора (1). Недостатком такой конструкции является невозможность передачи значительной мощности от вала электрической машины к вентилятору.
Наиболее близким к изобретению является узел вентилятора с приводом через шестеренчатый редуктор от вала электрической машины (2). Однако этот узел имеет большие габариты.
Целью изобретения является уменьшение габаритов узла и улучшение охлаждения тихоходной электрической машины. Это достигается тем, что в предлагаемом узле редуктор выполнен в виде волновой передачи, причем диск вентилятора снабжен расположенными параллельно валу осями с роликами, на валу установлена втулка, один конец гибкого элемента передачи и щит выполнены с входящими в зацепление зубцами, а другой конец гибкого элемента соединен с втулкой.
На фиг. 1 показан описываемый узел с одноступенчатым волновым редуктором, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема узла с двухступенчатым волновым редуктором.
На валу 1 на подшипнике 2 расположен вентилятор 3. Для его привода служит обра5 щенная схема одноступенчатой волновой передачи, в которой вращение от тихоходного вала 1 электромашины передается через втулку 4 и гибкий элемент 5 с зубчатым венцом, зацепляющимся с жестким неподвижным вен10 цом 6. Гибкий элемент 5 при вращении вала
1 за счет упругой волны воздействует на ролики (подшипники) 7, приводя в движение ротор вентилятора 3, в котором закреплены осп
8 роликов. При этом увеличивается число обо15 рогов вентилятора по отношению к оборотам вала 1. На наружной стороне цилиндрического участка щита 9 машины, являющегося корпусом подшипника машины, выполнена ответная для гибкого элемента 5 насечка или на20 резаны зубцы.
В том случае, когда необходимо обеспечить небольшое передаточное отношение (2 — 10), которое невозможно осуществить в одноступенчатой волновой передаче, может быть приме25 нен двухступенчатый волновой механизм.
Произведение передаточных чисел последовательных ступеней передач обеспечивает любое малое передаточное отношение числа оборотов от вала электромашины к колесу вен30 тилятора, 572879
Предлагаемый узел может найти применение в электромашиностроении для охлаждения различных тихоходных электромашин и машин с широким регулированием скорости вращения, где требуется существенное увеличение единичной мощности машины при тех же габаритах.
Формула изобретения
Узел охлаждения тихоходной электрической машины, содержащий вал, конец которого расположен в подшипнике торцового щита, свободно установленный на валу вентилятор и редуктор, кинематически соединенный с валом и вентилятором, отл ич а ющи и с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и улучшения охлаждения, редуктор выполнен в виде волновой передачи, причем диск вентилятора снабжен расположенными параллельно
G в а л у о с я м и с р о л и к а м и, на валу установлена втулка, один конец гибкого элемента передачи и щит выполнены с входящими в зацепление зубцами, а другой конец гибкого элемента соединен с втулкой.
10 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР Хо 279871, кл. F 046 29/58, 1970.
2. Патент США Мэ 3670190, кл. 310 — 60, 15 1972.