Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПNtAHN

ИЗОБРЕТЕН И

Йоаз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 03.01.74 (21) 1983502/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.09.77. Бюллетень ¹ 34

Дата опубликования описания 12.09.77 (51) М. Кл. Н 02К 9!197

Н 011 39/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

53) УДК 621.313.32:

:537.312.6" (088.8) (72) Авторы изобретения В. Г. Данько, А, А. Чигиринский, А. Л. Шульга, Р. И. Третевич и В. И. Спицын (71) Заявитель (54) РОТОР ЗЛЕК1 РИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с криогенным охлаждением.

Известен ротор электрической машины, содержащий немагнитный цилиндр и сверхпроводящую обмотку возбуждения, расположенную внутри цилиндра и закрепленную на его поверхности посредством компаунда (1). Однако такое крепление обмотки недостаточно надежно и снижает ремонтноспособность электрической машины.

Известен также ротор электрической машины со сверхпроводящей обмоткой возбуждения, содержащий немагнитный теплоизолирующий цилиндр и расположенный внутри негой каркас, на котором закреплена указанная обмотка (2). Эта конструкция крепления обмотки также недостаточно надежна.

Для повышения надежности закрепления обмотки, технологичности и ремонтоспособности предлагаемый ротор снабжен распорными элементами, например клиньями, а каркас выполнен в виде полуцилиндров, имеющих в местах разъемов продольные пазы, в которых размещены распорные элементы.

Каждый полуцилипдр каркаса прикреплен к теплоизолирующсму цилиндру, например, посредством шпонки.

На фиг. 1 изображен описываемый ротор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А—

А на фпг. 1; на фиг. 3 — ротор в аксонометрии.

Ротор образован теплоизолирующим цилиндром 1 и хвостовиками 2 и 3 вала. Внутри цилиндра 1 между теплоизолирующими пробкамп 4 и 5 размещен каркас б с обмоткой 7 возбуждения. Каркас б состоит из двух полуцилиндров 8 и 9, имеющих в местах разъема продольные пазы а, в которых размещены

10 распорные элементы 10, выполненные, например, в виде клиньев. На наружных поверхностях полуцилиндров 8 и 9 выполнены пазы б, в которых размещены шпонки 11, скрепленные посредством призм 12 с теплоизолирую15 щим цилиндром 1.

Обмотка 7 возбуждения состоит из двух частей, каждая из которых крепится известными способами на соответствующем полуци20 линдре 8 или 9. Полуцилиндры 8 и 9 с закрепленной на них обмоткой 7 устанавливают в теплоизолирующем цилиндре 1 так, чтобы шпонки 11 вошли в пазы б. Введением распорных элементов 10 в пазы а обеспечивает25 ся плотное прилегание сопрягающихся поверхностей полуцилиндров 8 и 9 v теплоизолирующего цилиндра 1.

Вращающий момент передается со стороны привода через хвостовик 2 вала на теплоизо30 лирующий цилиндр 1 и через призмы 12 и

572880 шпонки 11 на каркас 6 и жестко связанную с ним обмотку 7.

Предлагаемая конструкция ротора электрической машины с криогенным охлаждением повышает надежность закрепления сверхпроводящей обмотки возбуждения, а также технологичность и ремонтоспособность ротора.

Формула изобретения

1. Ротор электрической машины со сверхпроводящей обмоткой возбуждения, содержащий немагнитный теплоизолирующий цилиндр и расположенный внутри него каркас, на котором закреплена указанная обмотка, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности закрепления обмотки, технологичности и ремонтоспособности, он снабжен распорными элементами, например клиньями, а каркас выполнен в виде полуцилиндров, име5 ющих в местах разъемов продольные пазы, в которых размещены распорные элементы.

2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что каждый полуцилиндр каркаса прикреплен к теплоизолирующему цилиндру, например, 10 посредством шпонки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Швейцарии № 516250, кл. Н 02К

9/10, 1972.

15 2. Авторское свидетельство СССР № 262240, кл. H 02К 9/16, 1968.