Резьбовое соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 5 ? Зб24 (6l) дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 030376(21) 2330157/27 (51) М. Кл.

Г 16 в 31!00 16 В 35/02 с присоединением заявки ¹

Геардаратввннкб аеиетет бенета Манаетрна ШР ее аннам ааабретеннб а атарытай (23) Приоритет (43) Опубликовано 2509.77. Бюллетень № 35 (45) Дата опубликования описання, 261077 (п3) УЛК 621,882.6 (088.8) (72) Автор изобретения

В.В.сленг

P3) Заявитель

Таллинский политехнический институт (54) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к обласги машиностроения, в частности к производству преимущественно тяжелонагруженных реэьбовых крепежных изделий.

Известно резьбовое соединение с улучшенным распределением нагрузки по виткам резьбы, содержащее шпильку и гайку, причем резьба в сопряжении шпильки с корпусной деталью и гайкой выполнена с переменным профилем, обеспечивающим относительное выравнивание нагрузок на витки Резьбы.

Недостатками такого соединения являются ограниченная эффективность влияния профиля резьбы на равномерность распределения нагрузок на ее витки, неизбежность цепного разрушения витков и существенное усложнение технологии изготовления резьбовых элементов переменного профиля со специальными резьбами.

Известно также резьбовое соединение деталей, одна из которых корпусная с резьбовым отверстием, содержащее шпильку с двумя резьбовыми участками на свободном конце, на которые навинчены независимые друг от друга гайки, одна иэ которых опирается непосредственно на поверхность присоединяемой детали,а другая, периферийная — также на эту поверхность, но через дополнительный опорный стакан, охватывающий первую гайку. Такое выполнение соединения существенно повн

5 дает его несущую способность по свободному концу шпильки, взаимодействующему через гайки с присоединяемой деталью.

Недостатком этого соединения, Йанщ более близкого к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту, является ограниченная несущая способность шпильки по ее посадочному концу в корпусной детали. Вследствие неравномерности распределения нагрузки наиболее опасное напряженное состояние возникает в начале опорного витка резьбы корпусной детали. B ìî" мент предельного состояния происхоа0 дит разрушение опорного витка с последующим цепным срезом резьбы корпуса. При этом полезно используемая длина резьбового соединения ограничена и увеличение общей длины сое25 динення не приводит к увеличению его нагрузочной способности.

Цель изобретения — повышение несущей способности резьбового соединения н его надежности в работе — достн80 гается тем, что шпилька согласно нзо573624 бретению выполнена ступенчатой, с резьбовым посадочным концом, ввернутым в глубинную часть реэьбового отверстия корпусной детали, и со стержнем меньшего дичметра, имеющим резьбу на свободном конце, круглая гайка выполнена с наружной резьбой и навернута на свободный конец ступенчатой шпильки, соединение снабжено дополнительной полой шпилькой и сжимающей соединяемые детали сжато-растянутой гайкой, причем полая шпилька охватывает стермень ступенчатой шпильки и имеет наружную резьбу на посадочном конце, одинаковую с внутренней резьбой сопряженной с последним части фланцевой гайки, другая часть которой, взаимодействующая с круглой гайкой, выполнена с внутренней резьбой, ответной наружной нарезке круглой гайки.

*На чертеже изображено предлагаемое резьбовое соединение, продольный разрез.

Резьбовое соединение состоит иэ ступенчатой шпильки 1 н полой шпильки 2, ввернутых в реэьбовое отверстие корпусной детали 3 через отверстие в присоединяемой детали 4, фланцевой сжато-растянутой гайки 5 и круглой цилиндрической гайки б, с помощью которых осуществляются затяжка резьбового соединения и его предохранение от самораэвинчивания в случае действия переменных или ударных нагрузок.

Сборку резьбового соединения про" иэводят следующим образом.

Сначала ступенчатую шпильку 1 ее посадочным концом с резьбой М заворачивают s корпусную деталь 3. затем с помощью торцового ключа, навннчиваемого на резьбу М верхней части полой шпильки 2, последнюю затягивают в корпусной детали 3 с упором нижней части полой шпильки в сбег резьбы . (дря предварительной фиксации). Для фиксации всего соединения на левую резьбу М верхней части ступенчатой шпиль;си 1 наворачивают круглую цилиндрическую;гайку б, имеющую наружную резьбу Ng одинаковую с резьбой верхней части полой шпильки 2. C,ïoìîùûî торцового ключа гайку 6 устанавливают так, чтобы на нее и верхнюю часть по-, лой шпильки 2 можно было навернуть фланцевую сжато-растянутую гайку 5.

При повороте гайки 5 телескопические шпильки 1 и 2, подвижно соединенныв между собой„ одновременно нагружаются усилиями затяжки.

Дойолнительная нагрузка на резьбоЭов соединение также распределится между шпильками 1 и 2 и будет передаваться на соответствующие участки резьбы корпусной детали. Благодаря различным размерам резьб М и М

Мз и М, а также левому направлению резьбы М телескопическое реэьбовое соединение полностью гарантировано от саморазвинчивания.

Для улучшения распределения иагруэкк на отдельных участках резьбы корпусной детали нижняя часть полой шпильки 2 и нижняя головка ступенчатой шпильки 1 имеют переменные поперечные сечения. Для выравнивания распределения нагрузки резьбовые соединения .между гайкой 5 и верхней частью пбЛой шпильки 2 (в отверстии присоединяемой детали 4), а также между гайкой б и верхней головкой шпильки 1 осуществлены по типу стяжки .

Описанное телескопическое резьбовое соединение обладает не менее чем в 2 раза большей нагруэочной способностью, чем известное, и соответственно ему значительно меньше угрожает опасность разрушения резьбы корпусной детали.

Формула изобретения

Реэьбовое соединение деталей, одна иэ которых корпусная с резьбовым отверстием, содержащее шпильку и круглую гайку, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения несущей способности соединения и его надежности в работе, шпилька выполнена ступенчатой, с резЬбовым посадочным концом, ввериутым в глубинную часть реэьбового отверстия корпусной детали, и со стержнем меньшего диаметра, имеющим резьбу иа свободном конце, круглая гайка выполнена с наружной резьбой и навернута на свободный конец ступенчатой шпильки, соединение снабжено дополнительной полой шпилькой и сжимающей соединяемые детали фланцевой сжато-pacTssym8 гайкой, причем полая шпилька охватывает стержень ступенчатой шпильки и имеет на посадочном конце наружную резьбу, одинаковую с резьбой корпусной детали и посадочного конца ступенчатой шпильки, а на свободном конце — резьбу, одинаковую с внутренней резьбой сопряженной с этим концом части флаицевой гайки, другая часть которой, взаимодействующая с круглой гайкой, выполнена с ответ ной наружной нарезке последней внутренней резьбой.

573624

Составитель A.Øàïîâàëâíêî техред В. куприянов корректор В.сердюк

Редактор Г.Котельский

Закаэ 3738/27 Тирам 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Иинистров СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4