Синхронизатор коробки передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сафз Саэатскиа

Социалистических рвслублнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 040176(21} 2308900/27 с присоединением заявки М(23) Приоритет(43) Опубликовано 250977. Бюллетень Хя 35 (51} М. Кл. й

Г 16 D 23/08 т щяциВпрай измртэт

Вавета Мааивтрав CCC$ в дна нюррзтрри1 к етарытиФ (53) УДК 621. 825. 5 (088. 8) (45) Дата опубликования описания 17.1077 (72) Автор изобретения

Е.Н.Антонов (7I) Заявителb УльЯновский дважд оРдена РУ 1ов г кРас о зна е автомобильный завод им. В.И.Ленина (54) СИНКРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению.

Известен синхронизатор коробки передач, содержащий каретку, конусное кольцо, взаимодействующее с шестерней, пальцы и фиксирующее устройство $1) .

Эти устройства имеют сложную конструкцию.

Известен также синхронизатор короб- 10 ки передач, содержащий шлицевую втулку, подвижно установленную на шлицах вала и взаимодействующую с шестернями, на ступицах которых закреплены конические кольца с установленными на них блокирующими кольцами, снабженными зубчатыми венцами, входящими в зацепление с зубчатыми венцами шлицевой втулки

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком такого устройства является недостаточная долговечность ра- 25 боты.

Для повышения долговечности работы шлицы втулки выполнены меньшего диа метра, чем диаметр зубчатых венцов блокирующих колец, при этом 30 последние и шли це в с. я втулка и э готовлены из одного и того же материала, а конические кольца выполнены иэ антифрикционнс го материала.

На фиг, 1 изображен предложенный синхронизатор и сопряженные детали в разрезе; на фиг, 2 и 3 показаны варианты выполнения синхронизатора.

На валу 1 коробки передач установлена с возможностью осевого перемещения шлицевая втулка 2, взаимодействующая с шестерней 3, имеющей зубчатый венец 4, на котором напрессовано кольцо 5 с конусной фрикционной поверхностью. При помощи зубчатого венца 6 втулка 2 установлена с возможностью продольного перемещения на шлицах 7 вала 1. Зубчатый венец 6 вводится в зацепление с зубчатым венцом 4 шестерни 3, не выходя полностью из зацепления с шлицами 7 вала 1.

Зубчатый венец 8 втулки 2 вводится в зацепление с зубчатым венцом 9 блокирующего кольца 10, конусная поверхность которого взаимодействуют с конусной поверхностью кольца 5..

Втулка 2 имеет ряд отверстий 11, в которые входят с so=-voz ocr ью продольного перемещения сухари 12, фиксируемые в заданном положении кольцевой

573639 пружиной 13. Сухари 12 взаимодействуют с пазами 14 блокирующего кольца 10 причем ширина паза 14 больше ширины сухаря 12, Взаимодействующие торцы зубчатых венцов 8 и 9 и зубчатых венцов 6 и 4 имеют скосы.

Зазор между торцами зубчатых венцов 8 и 9 меньше, чем зазор между торцами зубчатого венца 4 шестерни 3 и зубчатого венца 6 втулки 2.

Для исключения самовыключения зубчатые венцы 6 и 4,втулки 2 и шестерни

3 могут иметь замковые устройства.

Втулка 2 может быть изготовлена нз двух элементов, каждый из которых имеет свой зубчатый венец 6 и 8, фиксируемых относительно друг друга, например, стопорными кольцами 15.

Сухари 12 могут быть установлены в отверстиях втулки 2 без фиксации кольцевой пружиной 13. Отдельные пробои синхронизатора при работе в этом случае могут иметь место лишь при очень густой смазке (сильно охлажденная смаз-25 ка) или при больших износах деталей синхронизатора.

Сухари могут быть выполнены круглого, прямоугольного или иного сечения.

Форма отверстия во втулке и паза в блокирующем кольце соответствуют форме поперечного сечения сухаря.

Синхронизатор работает следующим образом.

В среднем положении втулки 2 вал 1 35 и шестерня 3 вращаются независимо друг от друга. При перемещении втулки 2 влево сухари 12 упираются s торцы пазов

14, перемещая блокирующее кольцо 10 так, что его конусная поверхность при- 40 жимается к конусной фрикционной поверхности кольца 5. В следствие трения. между конусными поверхностями блокирующее кольцо 10 поворачивается относительно втулки 2 до упора сухарей 12 в боковые стенки пазов 14. В этом положении скосы зубчатого венца 8 вступают во взаимодействие со скосами зубьев 9 блокирующего кольца 10. В дальнейшем усилие от муфты на блокирующее кольцо передается через указанные скосы. 11осле окончания процесса выравнивания угловых скоростей вращения вала 1 и шестерни 3 втулка 2, преодоле.— вая сопротивление кольцевой пружины 13, перемещается влево так, что зубчатый венец 6 входит в зацепление с зубчатым венцом 4 шестерни 3. В результате этого включается передача, крутящий момент которой передается от шестерни 3 к валу 1.

При перемещении втулки 2 вправо включается передача, на которой крутящий момент передается от шестерни 16 к валу 1.

Выполнение зубчатого венца шлицевой втулки, предназначенного для соединения вала и шестерни, меньшего диаметра, чем зубчатый венец, предназначенный для блокировки с зубчатым венцом блокирующего кольца, позволяет уменьшить усилие перемещения втулки при сохранении величины момента трения на конусных поверхностях или при необходимости увеличить момент трения на конусных поверхностях при том же усилии перемещения втулки, а также уменьшить раскачивание комплекта втулка-шестерня-вал и тем самым уменьшить воэможность самовыключения передачи.

Выполнение блокирующего кольца иэ материала, близкого по свойствам материалу втулки, например из стали, поз. воляет увеличить срок службы синхронизатора.

Формула изобретения

Синхронизатор коробки передач, содержащий шлицевую втулку, подвижно установленную на шлицах вала и взаимодействующую с шестернями, «а ступицах которых закреплены конические кольца с установленными на них блокирующими кольцами, снабженными зубчатыми венцами, входящими в зацепление с зубчатыми венцами шлицевой втулки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности работы, шлицы втулки выполнены меньшего диаметра, чем диаметр зубчатых венцов блокирующих колец, при этом последние и шлицевая втулка изготовлены из одного и того же материала, а конические кольца выполнены из антифрикционного материала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

9 287526, кл. F 16 D 23/08, 1969

2. Патент США М 2328104, кл.74 †3, 1943.

573639 ю Ю Е rZZ O

1Clk

11 ф.

Фиг 1

Q 2

Фиг.3

ЦНИИПИ Заказ 3739/28 Тираж 1154 Подписное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4