Электрическая машина с испарительным охлаждением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз СОеетскнн
СОцмалмстмческнм
Реслублнк () ц 5738 7 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 04.08.75(21) 2161182у07 с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано25.09.,77. Бюллетень № 35 (45) Дата опубликования описания 20.10.77 (53) М. Кл
Н 02 К 9/20
Гееударстеенный кемнтет
CNNI Венетреа ВЮ ке делам неееретенне н етнрмтнй (53) УДК 621. 313. 713 (088. 8) Ю.Н.Дедаев, Ю.Г.Иванишин, Б.Н.Калугин, Ю.И.Попов и A.H.Ðoìàíoâ (72) Авторы изобретения
1 ф.(7!) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНЫИ ОХЛАЖДЕНИЕМ
Изооретение относится к электротехнике, к разделу электромашинных источников энергии с испарительным охлаждением.
Известная электрическая машина с испарительным охлаждением, содержащая в герметичном корпусе статор и ротор, к которому через полый вал по водится жидкий хладагент, не обеспеч вает экономичной подачи охладителя пропорционально нагрузке (11.
Известна электрическая маижна, имеющая герметичный корпус, в которой хладагент непрерывно подаетса че рез систему каналов на статоре и через вращающееся уплотнение в полый вал ротора. Для откачки жидкого охладителя из,корпуса электрической машины используется насос (21 .
Недостатком системы охлаждения является отсутствие регулируемой подачн и отвода хладагента, что приводит к черезмерной или недостаточной подаче хладагента во внутреннюю полость электрической машины, Укаэанные недостатки снижают надежность и эффективность систем охлаждения.
Цель изобретения - повышение надеж ности, эффективности и экономичности электрических машин.
Это достигается тем, что в известной электрической машинЕ с испарительным охлаждением и подачей:,хладагента непосредственно во внутреннюю полость герметичного корпуса, имеется воздействующая на узел ввода хлад агента крыльчатка, установленная .на валу с возможностью воЪвратно-поступательного движения вдоль вала, и возвратная пружина, установленная между торцом ротора и упомянутой крыль-;
ЧЕТКОЙ.
На чертеже Изображена предлагаемая электрическая MaIUHHa с испарительным охлаждением, .общий вид.
Электрическая машина имеет герметичный корпус 1, в торцфвой стенке которого установлен штуцер 2 для подвода жидкого хладагента. Торцевая стенка ротора 3 закрывает выход иэ каналов ротора, образованных ребрами крестовины 4, что обеспечивает движение хладагента через рабочий воздушный зазор 5 и повышает интенсивность теплообмена. Радиальные каналы 6 меж,ду ребрами крестовины обеспечивают выход паров в осевой канал полого ва573837 ла 7, где установлен вкладыш 8 с профилем " канала!типа сопла лаваля.
На шлицах вала 9 ротора установлена многолопастная крыльчатка 10 с возвратной пружиной 11. Крыльчатка может перемещаться возвратно-поступательно вдоль оси вала и воздействовать на устройство управления подачей хладагента, которое может быть выполнено в виде, например, герметич ного микровыключателя 12, управляющегоу". электрокраном подачи хладагента (на чертеже не показан).
При отсутствии хладагента в ма у? ун крыльчатка 10 нод действием возвратной пружины 11 занимает крайнее левое положение и своим .кольцевым .выступом воздействует через нажимное устройство на шток микровыключателя17 управляющего электрокраном подачи щадагента. Ю
При поступлении жидкого хладагеита в машину, по мере повышения плотности среды, увеличивается гидравлическая сила, действующая на лопасти крыпьчатки 10.l При заданном направле- 25 нии вращения ротора осевая составляющая аэродинамической силы, преодолевая сопротивление укаэанной возвратной пружины, перемещает крыпьчатку впоаво. при этом освобождаетсщ нажим- 30 ное устройство микровыключателя,который размыкает цепь питания электрокрана, в результате чего поступление жидкости в корпус машины прекращается.
По мере выработки хладагента, исна-88 ряющегося на теплоотдающих поверхностях, уменьшается плотность /> среды во внутренней полости машины. 1ак как гидравлическая сила Ру пропорциональна плотности уэ по формуле 40
Р„-, р(п/1 О) Рк где л - частота вращения ротора, об/мину
Dg - средний диаметр крыльчатки,му
K — коэффициент пропорциональности, при уменьшении Р пружина вновь перемещает (крыльчатку в исходное крайнее левое положение и т.д.
Автоматическое регулирование расхода хладагента, а также сепарации его жидкой и паровой фаз,, с целью удаления из корпуса только паров хладагента, обеспечивают его экономичный расход.
Формула изобретения
Электрическая машина с испарительыым охлаждением, содержащая расположенные в герметичном корпусе статор, ротор с валом и узлы ввода,распределения и вывода из корпуса хладагента, отличающаяся тем, что, с целью повышения качества йадежности, эффективности и экономичности охлаждения путем автоматического дискретного регулирования расхода хладагента пропорционально потерям, она снабжена установленной на валу с воэможностью возвратно-поступательного движения вдоль вала крыльчаткой, воздействующей на. узел ввода хладагента и воз= вратной пружиной, установленной между торцом ротора и упомянутой крыльчаткой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР уу 256846,кл.Н 02 К 9/20,1968.
2. "ВЬэИи йоааЕ Еущ1ууеет ", 1969, 29,93, р. 71-75.
573837
Составитель B.Áàçàðîâ
Техред Н.Андрейчук Корректор М.Демчик
Редактор Л.Гребенникова
Филиал ППП Патент, r.ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 3771/39 Тираж 917 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5