Станция метрополитена колонного типа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ ц 574504

Союэ Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 523975 (22) Заявлено 16.07.75 (21) 2157366/03 (51) М. Кл.- Е 02D 29/04 с присоединением заявки №

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам иэобретвннй (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.77. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 17.10.77 (53) УДК 624.191.8 (088.8) н открытий (72) Авторы изобретения В. H. Акатов, B. M. Капустин, Б. Д. Максимов, В. И. Медейко, И. К. Сахиниди, Г, А. Скобенников, Г. A. Федоров, 3. А. Щетникова и С. П. П1укин (71) Заявитель (54) СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА

Настоящее изобретение относится к области строительства тоннелей, а именно к области строительства тоннелей метрополитена, и касается станции метрополитена колонного типа.

Известна станция колонного типа с перемычками, не входящими в состав наружной обделки, включающая два разомкнутых боковых тоннеля с обделкой кругового очертания, опирающейся через фасонные тюбинги, входящие в ее состав, на систему внутренних несущих конструкций, сооруженных внутри боковых тоннелей, и средний зал, образованный верхним и обратным сводами, опирающимся также на внутренние несущие конструкции через фасонные тюбинги боковых тоннелей.

Система внутренних несущих конструкций состоит из стальных двухконсольных прогонов с криволинейным нижним поясом, колонн, башмаков и нижнего неразрезного прогона (1).

Недостатком этой конструкции станции является внецентренное приложение у.силий к колоннам, что вызывает повышенный расход материал а н а их изготовление.

Известны также станции колонного типа с перемычками, не входящими в состав наружной обделки, у которых усилия от наружной обделки передаются на систему внутренних несущих конструкций через цилиндрические шарниры, вверху непосредственно на верхний двухкоисольиый прогон, а внизу — через опорную часть — на нижний монолитный железобетонный прогон.

Недостатком такой станции является то, что верхний прогон с криволинейным нижним поясом работает на значительные по величине изгибающие моменты от горного давления по схеме двухконсольной балки, что вызывает необходимость значительного расхода строи10 тельных материалов.

Цель изобретения — снижение металлоемкости конструкции.

Это достигается тем, что в стыках между

15 смежными прогонами смонтированы распорные устройства в виде плоских домкратов.

Усилие предварительного напряжения создает в сечениях прогонов изгибающий момент, обратный по знаку действующему изги2î бающему моменту от вертикальной составляющей горного давления. Перемычки в этих условиях работают по схеме одношарнирных арок, что улучшает условия их статической работы.

25 На фиг. 1 показано поперечное сечение обделки станции метрополитена колонного типа с перемычками, не входящими в состав наружной несущей обделки и предварительно напряженнымп в продольном направлении

ЗО разжимными устройствами, расположенными

574504 в стыках прогонов; на фиг. 2 — продольный разрез по оси.

Конструкция станции включает в себя два разомкнутых боковых тоннеля 1 с обделкой кругового очертания 2, опирающейся через фасонный чугунный тюбинг 3 и железобетонный блок 4, входящие в ее состав, на систему внутренних несущих конструкций, сооружаемых внутри боковых тоннелей, и средний зал

5, образованный верхним сводом 6 и обратным сводом 7, опирающимися также на внутреннис несущие конструкции соответственно через чугунный фасонный тюбинг 3 и железобетонный блок 4. Обратный свод вводится в работу гидравлическим домкратом 8 в процессе монтажа обдслки.

Система внутренних конструкций состоит из перемычки 9 с криволинейным нижним поясом, распорных устройств в виде плоских домкратов 10, расположенных во всех стыках между смежными прогонами, колонн 11, башмаков 12 и нижнего неразрезного прогона 13.

Усилие от наружной обделки передается на систему внутренних несущих конструкций вверху через цилиндрический шарнир 14 непосредственно на верхний пояс перемычки, а внизу — через цилиндрический шарнир 15— на нижний неразрезной прогон 13. Введение внутренних несущих конструкций в работу осуществляется перед сооружением среднего зала подбивкой металлобетона в зазоры между фасонными чугунными тюбингами 3 и верхней плоскостью цилиндрического шарнира 14, между опорной плоскостью башмака 12 и верхней плоскостью неразрезного прогона 13, а также одновременным включением распорных устройств в виде плоских домкратов 10 для создания предварительных напряжений в верхних перемычках.

Станция метрополитена колонного типа сооружается следующим образом.

В первую очередь сооружаются боковые тоннели станции с замкнутой обделкой кругового очертания и с установкой фасонных тюбингов 3 и блоков 4.

На место будущего размыкания между этими опорными элементами устанавливаются тюбинги временного заполнения.

Внутри каждого сооруженного бокового тоннеля 1 по поверхности опорных блоков 4 устанавливается на выравнивающем слое металлобетона нижний цилиндрический шарнир

15 и сооружается неразрезной прогон 13. После необходимого набора прочности бетона прогона 13 па нем при помощи известных устройств монтируют на выравнивающем слое мсталлобетона башмаки 12, колонны 11, перемычки 9 с распорными устройствами 10 и цилиндрическими шарнирами 14. Подбивкой металлобетона в зазор между фасонным чугунным тюбингом 3 и верхней плоскостью цилиндрического шарнира 14 и включением распорных устройств 10 внутренние несущие конструкции вводятся в работу.

Затем с использованием известных горнопроходческих механизмов, например тюбингоукладчика, разрабатывается грунт в пределах верхней части среднего зала и монтируется верхний свод 6, опирающийся через тюбинги 3 на систему внутренних несущих конструкций.

Одновременно на расстоянии 20 — 25 м от забоя верхней части разрабатывается ядро в пределах среднего зала с разборкой тюбингов временного заполнения обделок боковых тоннелей, и монтируется обратный свод 7 с немедленным включением его в работу при помощи гидравлических домкратов 8.

Установка распорных устройств в стыках

50 всех верхних прогонов станции и предварительное напряжение последних обеспечивает их работу по схеме одношарнирной арки с дополнительным распором в пролете, что улучшает условия статической работы конструкции и, как следствие этого, позволяет снизить расход строительных материалов.

Формула изобретения

40 Станция метрополитена колонного типа по авт. св. № 523975, отличающаяся тем, что, с целью снижения металлоемкости, в стыках между смежными прогонами смонтированы распорные устройства в виде плоских дом45 кратов.

Источники информации, принятыс во внимание при экспертизе

1. Лиманов Ю. А. Метрополитены. М., 50 «Транспорт», 1971, с. 124 — 142.

574504

Риг. l иг. Г

Составитель И. Воллер

Техред И. Михайлова

Корректор Л. Брахннна

Редактор Д. Павлова

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2205/3 Изд. № 771 Тираж 881

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5