Осевой вентилятор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пщ 574548

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.09.75 (21) 2174780/06 с присоединением заявки . Й (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.77. Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 18.10.77 (51) M. Кл. F 04D 19/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений (53) УДК 621.63(088.8) н открытий (72) Авторы изобретения М. Е. Дискин, И. А. Курзель, А. А. Папин и В. H. Сокульский (71) Заявитель Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (54) ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР

Изобретение относится к области вентиляторостроения.

Известен осевой вентилятор, содержащий лопастное колесо и кожух (1), Известный вентилятор неприменим для системы охлаждения двигателя транспортного средства, так как в нем не обеспечивается относительная подвижность колеса и кожуха.

Известен также осевой вентилятор преимущественно для системы охлаждения двигателя транспортного средства, например автомобиля, содержащий подвижные в осевом и радиальном направлениях лопастное колесо и кожух, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра колеса на величину зазора, соответствующего максимально возможным взаимным перемещениям кожуха и колеса, а задняя кромка кожуха расположена между плоскостями, проведенными по передним и задним кромкам лопастей колеса (2), Такой вентилятор является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Однако он имеет недостаточно высокий КПД.

Цель изобретения — повышение КПД вентилятора.

Это достигается тем, что колесо в плоскости задних кромок лопастей снабжено кольцом, имеющим наружный диаметр, равный

1,00 — 1,05 внутреннего диаметра кожуха, и расположенными по отношению к кожуху с осевым зазором, соответствующим максимальным перемещениям кожуха и колеса, при этом на кольце со стороны, обращенной к кожуху, 5 укреплены радиальные лопатки, передние кромки которых расположены от кожуха на расстоянии, соответствующем максимальным взаимным перемещениям кожуха и колеса, а в кольце между лопатками выполнены осе10 вые сквозные отверстия.

На фиг. 1 изображен осевой вентилятор, продольный разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фпг. 1; на фпг. 3- — узел 1 на фиг. 1.

Вентилятор содержит подвижные в осевом

15 и радиальном направлениях лопастное колесо 1 и кожух 2, внутренний диаметр D> которого больше наружного диаметра D2 на величину зазора, соответствующего максимально возможным взаимным перемещениям кожуха

2 и колеса 1, а задняя кромка 3 кожуха 2 расположена между плоскостями, проведенными по передним 4 и задним 5 кромкам лопастей колеса. Колесо в плоскости задних кромок 5 лопастей снабжено кольцом G, имеющим наружный диаметр D3, равный 1,00 — 1,05 внутренного диаметра 01 кожуха 2 и расположенным по отношению к кожуху с осевым зазором, соответствующим максимальным перемещениям кожуха и колеса. На кольце со стороны, обращенной и кожуху, укреплены ради574548 альные лопатки 7, передние кромки 8 которых расположены от кожуха на расстоянии, соответствующем максимальным взаимным перемещениям кожуха и колеса. В кольце 6 между лопатками 7 выполнены осевые сквозные отверстия 9. Перед вентилятором расположен радиатор 10.

Вентилятор работает следующим образом.

При вращении лопастного колеса 1 воздух засасывается через радиатор 10 и подается в пространство за колесом 1. Лопатки 7 подают часть засасываемого воздуха радиально в зону, расположенную за задней кромкой 3 кожуха 2. Кольцо 6 препятствует обратному перетеканию воздуха из зоны нагнетания в зону всасывания.

Таким образом, установка на колесе кольца с лопатками значительно улучшает напорно-расходные характеристики вентилятора и повышает его КПД.

Формула изобретения

1. Осевой вентилятор преимущественно для системы охлаждения двигателя транспортного средства, например автомобиля, содержащий подвижные в осевом и радиальном направлениях лопастное колесо и кожух, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра колеса на величину зазора, соответствующего максимально возможным взаимным перемещениям кожуха и колеса, а задняя кромка кожуха расположена между плоскостями, проведенными по передним и задним кромкам

5 лопастей колеса, отл и ч а ю щи и ся тем, что, с целью повышения КПД, колесо в плоскости задних кромок лопастей снабжено кольцом, имеющим наружный диаметр, равный

1,00 — 1,05 внутреннего диаметра кожуха, и

10 расположенным по отношению к кожуху с осевым зазором, соответствующим максимальным перемещениям кожуха и колеса.

2. Вентилятор по п. 1, отличающийся тем, что на кольце со стороны, обращенной к

15 кожуху, укреплены радиальные лопатки, передние кромки которых расположены от кожуха на расстоянии, соответствующем максимальным взаимным перемещениям кожуха и колеса.

20 3. Вентилятор по и. 2, отличающийся тем, что в кольце между лопатками выполнены осевые сквозные отверстия.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Калинушкин М. П. Вентиляторные установки. М., «Высшая школа», 1962, с. 96.

2. Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации.

Модель 1972 г., M., «Машиностроение», 1974, 30

574548

Составитель Н. Алпатов

Корректор Л. Брахнина

Техред И. Михайлова

Редактор Н. Богатова

Подписное

Типография, пр. Сапунова. 2

Заказ 2205/15 Изд. № 771 Тираж 881

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5