Термоэлектрический охладитель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пц 574585

Саиз Саеетскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 29.12.75 (211 2304816/06 с присоединением заявки Ne— (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.77. Бюллетень Ме 36 (45) Дата опубликования описания 14.10.77

Государстееннык комитет (51) М. Кл.з F 25В 21/02

В 60Н 1/02

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 537.32(088.8) (72) Авторы изобретения Г. Л. Серебряный и Ю. Д. Николаев (71) Заявитель Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (54) ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОХЛАДИТЕЛЬ

Изобретение касается полупроводниковых охлаждающих устройств, используемых на автотранслорте.

Известны автотранспортные термоэлектрические охладители преимущественно для автомобилей, содержащие термобатарею с теплообменниками холодного и горячего спаев, соединенных с коллектором нагнетаемого воздуха и с,патрубками отвода горячего и холодно,го воздуха, распределительную :насадку и заслонку (1).

В известных охладителях воздух из .нагнетаемого коллектора распределяется в теплообменники горячего и холодного спаев термобатареи, и охлажденный воздух через распределительную насадку и заслонку поступает в кабину водителя.

Недостатком известных охладителей является малая энергетическая эффективность, вследствие потребления значительной электрической .мощности о генераторной установки.

Цель изобретения — повышение энергетической эффективности термоэлектрического охл адителя.

Это достигается тем, что коллектор нагнетаемо го воздуха снабжен обводной трубой, огибающей источник тепла,,например магистраль выхлопных газов, с,переключающим устпойством в виде теплоизолированной заслонки .на выходе, а патрубок отвода холодного воздуха, перед распределительной насадкой снабжен отводной трубой с переключающим уст2 ройством в виде теплоизолированной заслонки и тем, что на обводной трубе в месте теплового контакта с источником тепла размещен аккумулятор reiIIла.

На чертеже схематично изображен термоэлектрический охладитель.

Термоэлектрический охлади тель содержит термобатарею 1 с горячим спаем 2, холодным спаем 3, снабженными соответственно тепло10 обменниками 4 и 5, коллектор 6 для нагнетаемого воздуха,,патрубок 7 для отвода, горячего воздуха, патрубок 8 для отвода холодного воздуха, распределительную насадку 9, заслонку

10, обводйую трубу 11, огибающую магистраль

15 12 выхлопных газов, снабженную теплоизолированной заслонкой 13. В месте теплового контакта обводной трубы 11 с магистралью 12 размещен аккумулятор тепла 14. Патрубок 8 снабжен отводной трубой 15 с теплоизолиро20 ванной заслонкой 16.

Работает охладитель следующим образом.

Охладитель работает попеременно в двух режимах, а именно как воздухоохладитель, а при отсутствии потребности в охлажденном воздухе, как электрогенератор.

В режиме воздухоохладптеля теплоизолпрованные заслонки 13 и 16 установлены в положение А и нагнетаемый воздух пз коллекто,ра 6 распределяется в теплообменникп 4 и 5. зО Охлажденный воздух через патрубок 8, распределительную насадку 9 при открытой заслонке 10 поступает в кабину водителя.

574585

Формула изобретения

Составитель В. Косенко

Текред А. Камышникова

Корректоры: Л. Орлова и Н. Аук

Редактор Н. Богатова

Заказ 2297/5 Изд. ¹ 824 Тираж 725

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2.

В режиме электрогенератора теплоизолированные заслонки 13 и 16 установлены в положение Б и часть, потока натнетаемото воздуха ,поступает в теплообменник 4 через обводную трубу 11 с аккумулятором тепла 14, а другая часть поступает в теплообменник 5 и удаляется через отводную трубу 15. При этом тепло от нагретой части потока воздуха при:прохождении через аккумулятор тепла передается другой части в .месте расположения теплообменников 4 и 5. В .результате вырабатывается электроэнергия, идущая,на .подпитку бортовой сети.

Наличие обводной трубы и переключающих устройств, позволяет повысить коэффициент использования термоэлектрического охладителя во время, работы, утилизировать тепло выхлопных;газов двигателя, снизить потребность в электроэнергии и в конечном итоге повысить эф фективность всей энергосистемы в целом.

1. Термоэлектрический охладитель преимущественно для автомобилей, содержащий термобатарею с теплообменниками холодного и

1горячего спаев, соединенных с коллектором нагнетаемого воздуха и с патрубками отвода горячего и холодного воздуха, распределитель5 ную насадку и заслонку, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетической эффективности, коллектор нагнетаемого воздуха снабжен обводной трубой, огибающей источник тепла, например магистраль выхлоп10,ных газов, с переключающим устройством в виде теплоизолированной заслонки на выходе, а патрубок отвода холодного воздуха перед распределительной насадкой снабжен отводной трубой с переключающим устройством в

15 виде теплоизолированной заслонки.

2. Охладитель по п. 1, о тл и ч а ю щи и ся тем, что на обводной трубе в месте теплового контакта с источником тепла размещен акку мулятор тепла.

20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Николаев Ю. Д. Транспортные воздухоохладители с унифицированной термоэлектрической бата реей. «Холодильная техника», 1971, №5, с. 16.