Устройство для многорежимного управления трехфаным шаговым двигателем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
111) 574842
Cows Советиащ
Сопиалистическик
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.02.76 (21) 2322889/24-07 с присоединением заявки № (51) М. Кл."- H 02Р 8/00
Государственный комитет (23) Приоритет
Совета Министров СССР по делам изобретений
Опубликовано 30.09.77. Бюллетень ¹ 36
Дата опубликования описания 28.09.77 (53) УДК 621.313.13. .133.3-525 (088.8) и открытии (72) Авторы изобретения В. Ш. Арутюнян, Г. В. Келементян, В. А. Туманян и М. М. Манукян (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОРЕЖИМНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТРЕХФАЗНЫМ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Изобретение относится к области электротехники и предназначено для многорежимного управления трехфазным реверсивным шаговым двигателем.
Один из известных коммутаторов содержит три триггера с двумя системами перекрестных связей, построенных на логических элементах
И, ИЛИ. Переход с одного симметричного режима работы на другой в известном коммутаторе осуществляется путем изменения исходных состояний триггеров, а переход с симметричных режимов коммутации двигателя на несимметричные и наоборот производится путем подачи на управляющую шину соответствующего потенциала. Большое число элементов и связей между ними в известном коммутаторе усложняет процесс управления.
Также известен коммутатор для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем, содержащий подключенные к источнику постоянного тока .01-триггеры с одним информационным и двумя установочными входами, шину выбора числа тактов и элементы
И вЂ” ИЛИ, одни входы которых подключены к шинам выбора режима, другие входы — к единичным выходам триггеров, а выходы к информационным входам триггеров.
Выбор режима работы в этом устройстве осуществляется с помощью дополнительных элементов, что усложняет устройство в целом и увеличивает время перехода с одного режима работы на другой.
Целью изобретения является упрощение управления и повышение быстродействия. lloставленная цель достигается тем, что коммутатор содержит два дифференцирующих элемента и два оптрона, входные цепи которых, последовательно соединенные с дифференцирующпми элементами, образуют две независи10 мые цепи, первая пз которых включена между однои клеммой источника постоянного тока и шиной выбора числа тактов коммутации, вторая — между той же шиной и втОрой клеммой источника, а выходные цепи оптронов связы15 вают одну из клемм источника с установочными входамп всех триггеров. Это позволяет автоматически задавать и изменять режимы коммутации.
11а чертеже приведена структурная схема
20 устройства для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем.
Коммутатор содержит три триггера 1, 2, 3
D;-1I:па, трп логических элемента 4, 5, 6 И—
И:1И вЂ” HE, в состав каждого из которых вхо25 дят три двухвходовых логических элемента И
I, 8, 9, оптроны 10, 11 и дифференцирующие элементы 12, 13. Выходы элементов 4, 5, 6 подкл10чснь1 и пнфор мационным входам Dтриггеров, а шина тактирующих сигналов Т
30 обьедпнягт одноименные входы триггеров. Ус574842
Режи м ком.чутаци и
Порядок переключения
Упр. 1
Упр. 3
Упр. 2
Пря мои
Обратныи
Пряыои
Ооратныи
Оимметр. п=1
Не симметр. пmax — 2
3 тановочные входы S u R всех триггеров объединены в две цепи и подключены к шине — Е„источника питания через оптроны 10 и 11.
Входы элеivleHTQB И 7, 8, 9 связаны с тремя управляющими шинами Упр.l, Упр.2 и Упр.З, Коммутатор работает следующим образом.
При этом, если задается один из симметP»zIHbrХ РЕ?КИМОВ КОММУiаЦИ11 фаЗ (П}ЭЯМОИ ИЛИ
Ооратныи порядок перекл1очения) H в соответствии с этим на шине Упр.8 предусматривается единичный уровень потенциала, то при включении источника питания под напряккснием оказывается входная цепь оптрона 10
1входная цепь оптрона il в BTolvl случае находи1ся под нулевым потенциалом). 11о цепи
-}- — -- (к ко1орой IlpH симметричных режимах через управляющии орган подключена шина Упр. a), входная цепь оптрона 10, — a конденсатор дифференцирующего элемента i2 заряжаегся. Iаа время, определяемое постояннои времени э 101 0 элеааенга, входная цепь ollтрона 10 оказывается огкрытои, что приводит к запУ скУ Li О ВыхОДноl о ТИРисloPd. UJIBI OJIBPsi этому к единичному установочному входу триггера i и нулевым установочным Входам М триггеров 2, 3 в течение короткого Времени прикладывается нулевой потенциал — L H l3 результате триггер l устанавливается в единичное, а триггеры 2, о в нулевое состояние.
llo окончании этого процесса нулевые потенциалы указанных К и 5 входов три11еров оказывают Оорьтное воздеиствие на состояние
Выходного тиристора оптрона 10 и он выключается. 1 аким ооразом, цепи установки в исходные состояния триг1 еров JILHcTayioт только
В VIOz>IL Hт В1Ы110 1Е11И>1 iiH i аиия И НЕ ОКВЗЫВа10т никакого воздеиствпя Hd дальнеишсе функционирование схемы коммутатора. arH цепи ра00TBI0T также и В моме11 гы переходОВ с несиымеTpizzIHbix }?е?к11мов HB симмет}зичные> п}эи которых на шине Упр.8 нулевои потенциал сменяется на единичный. руга11 цепь установки в исходные состояния трггеров (оптрон
11 и дифференцирующий элемент }3 рабогает аналогично оп11санноа1 первои цепи, но в OTличие от нее, срабатывает только в моменты появления на шине Унр.8 нулевого управляющего уровня.
Ы режимах, при которых функционирует оптрон 10, не работает оптрон 11 и наоборот.
После установления соответствующих исходных состояний триггеров в процессе потактПеред началом работы каждого из возможных режимов коммутации фаз на управляющих шинах Упр. 1 — Упр. 3 устанавливаются необходимые (согласно приведенной таблице) положения управляющих органов.
HbI?i переключений триггеров коммутатора при ка?кдом режиме учасгвуют те элементы }1 7, б, 9, на входы которых по шинам У пр.1—
10 Упр. 3 поданы единичные управля1ощие уровни потенциалов. о прихода каждого тактирующего сигнала 1 анализируются состояни» три.герон соседних разрядов и в зависимости от этого на выходах логических элементов
15 }} — 11 11} — }l}J устанавливаются единичные или нулевые потенциалы. В зависимости от этих потенциалов с приходом очередных тактирующих сигналов 1 три1теры устанавливаю 1ся в соответствующие единичные или нуле20 вые состояния.
ВЫГ1ОЛНЕНИЕ IioiVzEI)TBTOPB IIO ПРЕДЛВГаЕМОЙ схеме уменьшает число логических элементов и связеи, упрощает управление коммутатором при переходе с одно1о режима коммутации на
23 другои и ускоряет процессы перехода с режима на ре ким и изменения направления движения шагового двигателя.
Формула изобретения
УстроЙство для многорежимного управления трехфазным шаговым двигателем, содержащее подключенные к источнику постоянного тока Dz-тРиг1еРы с одним инфоРмационным и
35 двумя установочными входами, шину выоора числа тактов и элементы I I — ILJIE одни B?ioды которых подключены к шинам выоора pe?»iiма, другие входы — к единичным выходам триггеров, а выходы — к информационным
:10 входам триг1еров, отличающееся тем, что, с целью упрощения управления и повышения оь1стродеиствия, оно содержит два дифференцирующих элемента и два оптрона, входные цепи которых> пОследовательно соединенные с дифференцирующими элементами, ооразуют две независимые цепи, первая из которых включена между однои клеммой источника постоянно1о тока и шиной выбора числа тактов коммутации, вторая — между той же шиной и второй клеммой источника, а выходные цепи оптронов связывают одну из клемм источника с установочными входами всех триггеров.
574842
Составитель 3. Горнии
Редактор В. Левятов
Корректор Е. Хмелева
Техред И. Михайлова
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2201/12 Изд. № 782 Тираж 917
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5 р1
У