Устройство для управления трансмиссией мотоцикла
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (11 5752,2
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.04.74 (21)2015994/27-11 с присоединением .заявки № (23) Приоритет
2 (51) М. Кл.
В 62 М 11/06
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изооретений и открытий (43) Опубликовано 05.10.77. Бюллетень №37 (53) УДК 629.118.6 (088.8) (45) Дата опубликования описания 26 10.77 (72) Авторы изобретения
B . И. Ложкин и Д. В, Кисепев
Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и технологический институт мотоциклов и мапопитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания (71) Заявитель (54) УСТРСЙ СТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ
MOTOIIM КЛА
Изобретение относится к транспортной технике и предназначено для переключения передач и запуска двигателя мотоцикла.
Известны устройства для управления трансмиссией мотоцикла, содержащие кулису со ступицей, связанную с механизмом переключения передач, управляющий вал, взаимодействующий с кулисой и соосный ее ступице, рычаг с педалью, жестко закрепленный на управляющем валу, и пусковой вал двигателя мотоцикла, связанный с сектором пускового механизма (1) .
Эти устройства имеют ряд существенных недостатков как по конструктивному выполнению, так и по эксплуатационным качествам, главным из которых является невозможность обеспечить переключение большего количества передач из-за наличия в устройстве только одной вилки переключения п=редач и связи ее с сегментом соответствуюп,ей конструкции и усложненного, замедленного запуска двигателя, так как установка рычага происходит через срабатывание механизма переключения передач вследствие взаимосвязи элементов устройства. Подобное зависимое совместное управление механизмами является несовершенным, снижает ресурс работы механизма.
Известно также устройство для управления трансмиссией мотоцикла, содержащее к1 лис со ступицей, связанную с механизмом переключения передач, управляюший вал, взаимодействующий с кулисой и соосный ее ступице, рычаг с педалью, жестко закрепленный на управляющем валу, и пусковой вал двигателя мотоцикла, связанный с сектором пускового механизма (21.
Однако оно обеспечивает управление тольj0 ко трехвальной коробкой передач. Кулачок переключения передач на управляющем валу контактирует на малом радиусе и вследствие интенсивной и ударной работы рабочие поверхности соединения изнашиваются, увеличивая холостой ход ножной педали. Сложность заключается в том, что кулиса переключения передач и зубчатый сектор пускового механизма удалены друг от друга, между ними размещен скользягций подшипник и вследствие этого управляющий вал имеет два кулачка.
Цель изобретения — повысить надежность
20 и долговечность устроиства и упростить его конструкцию.
Для этого пусковой вал подпружинен относительно управляющего вала, а на торце пускового вала, обращенном к управляющему валу, выполнен выступ в виде соосного ци575262 линдрического сегмента, взаимодействук гцего со ступицей кулисы и концентрично ей ",асположенного.
На фиг. 1 изображено предложенное устройство, исходное положение для переключения передач, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А — A фиг. 1; на фиг. 3 — данное устройство, исходное положение для запуска двигателя, продольный разрез; на фиг. 4 — разрез Б — Б фиг. 3.
Устройство для управления трансмиссией содержит рычаг 1, управляющий вал 2, изготовленный за одно целое, например, с кулачком 3, свободно установленный в бобышке 4 крышки картера и в расточке 5 вала пускового механизма, пружину б, паз 7, выполненный в кулисе 8, свободно установленной на управляющем валу, сегмент 9, изготовленный за одно целое с валом 10 пускового механизма, свободно установленным в картере, резиновый сальник 11 и храповую муфту 12.
Устройство работает следующим образом.
Для запуска двигателя управляющий вал с рычагом приводится в вертикальное положение нажатием вдоль оси до упора (ход
7 — 8 мм) и повертыванием рычага по часовой стрелке, тоже до упора. При этом управляющий вал кулачком 3 заходит в паз сегмента 9, замыкаясь жестко с валом 10 пускового механизма только в направлении по часовой стрелке. После запуска двигателя, при снятии ноги с педали, рычаг 1 с педалью автоматически занимает положение для переключения передач, повернувшись в обратном направлении (против часовой стрелки) с управляющим валом 2 и валом IO под действием пружины пускового механизма (на чертеже не указана).
Сегмент 9 с валом 10, повернувшись на необходимый угол, прекращают движение благодаря храповой муфте 12 и ее упору (на чертеже не указан), останавливающему вал IO, а управляющий вал 2 с рычагом продолжают вращательное движение по инерции, при этом кулачок 3, выходя из паза сегмента 9 и совмещаясь с пазом 7, входит в него под действием пружины 6, замыкаясь таким образом с кулисой 8 механизма переключения передач.
Формула изобретения
Устройство для управления трансмиссией мотоцикла, содержащее кулису со ступицей, 15 связанную с .; еханиз. Ом перек.ючения пере- дач, управляющий вал, взаимодействующий с кулисой и соосный ее ступице, рычаг с педалью, жестко закрепленный на управляющем валу, и пусковои вал двигателя мотоцикла, связанный с сектором пускового механизма, отлинаюи1ееся тем, что, с целью упрощения конструкции устройства при наличии пяти и более передач, повышения надежности и долговечности, пусковой вал подпружинен относительно управляющего вала, а на торце пускового
2s вала, обращенном к управляющему валу, выполнен выступ в виде соосного цилиндрического сегмента, взаимодействующего со ступицей кулисы и концентрично ей расположенного.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент Чехословакии . 4 858447, кл. 63 с 20/01, 1968.
2. Совков В. А. Мотоциклы «Ява». Изд. 2 — е
Л., «Машиностроение», 1975, с. 112.