Способ оценки состояния картерного масла
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистицеских
Республик (11)575545 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.01.75 (21)2103571/26-25
2 (51) М. Кл.
С 01 И 11Л0 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета тйнннстрав СССР по делам нзооретеннй н открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.10,77,Бюллетень №3 (45) Дата опубликования описания 21.11.77 (53) УДК 532 13 (088.8) (72) Авторы изобретения
С. А. Hîôèíîâ, Б. А. Упитовский, М. М. Арановский и B. И, Рыбников
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени сепьскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ 011ЕНК!! СОСТОЯНИЯ КАРТЕРНОГО МАСЛА
Изобретение относится к способам оценки годности масла, находящегося в картере двигатепя, к дальнейшей эксплуатации.
Известен способ оценки состояния маспа по скорости опускания в испытуемой 5 среде падаюи.его эпемент«с калиброванным отверстием 1 11, поскольку эта скорость зависит от вязкости среды. Состояние картерного маспа в экспиу«т«ционных усповиях должно опредепяться ие только вяз- (О костью, но и другими параметрами, например: маспянистостью, плотностью, нипкостью.
Однако измерение этих параметров может быть проведено лишь H«и«бор«торных установках, использование которых в успо- !5 виях эксппуатации двигателей внутреннего сгорания с целью решения вопроса смены
vacua связано со значитепьными трудностями и экономически не оправдано.
Известно, что на оптимальную продоп- О житепьность работы масла в картере, например, тракторного двигателя влияют многи» факторы, которые в эксплуатационных усповиях изменяются в широком диапазоне: состояние двигателя и режимы его работы, внеш- 25 ние условия и др. B значитепьнои мере продолжительность срока службы масла в двигателе зависит от состояния масла к моменту заливки его в систему. Смена масла через определенные промежутки времени, заранее установпенные и не корректируемые в зависимости от усповий работы, вызывает либо перерасход vacua, либо повышенный (ускоренный) износ двигатепя, а иногда и возникновение аварийной ипи близкой к ней ситуации. Оптимально целесообразную смену масла с учетом условий эксппуатации существующими способами и средствами практически осуществить с достаточной точностью трудно.
Ближайшим техническим решением к предпоженному является способ оценки состояния картерного масла путем перемещения в нем чувствитепьного элемента 21.
Недостатком этого способа явпяется оценка состояния картерного масла топько по одному и«раметру — вязкости.
Ueu>, изобретения — повышение точности оценки состояния картерного маспа.
575545
Составитель Н. Плотникова
Редактор Т. Орловская Техред E. Давыдович Корректор1Н. Ковалева
Заказ 4024/28 Тираж 1101 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров CCCCP по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Поставленная цель достигается за счет того, что чувствительному элементу придают одновременно поступательное и вращательное перемещения, осуществляемые, например, под воздействием гравитационной 5 и реактивной сил, измеряют скорости обоих перемещений и по величине их соотношения оценивают состояние картерного масла.
Чувствительный элемент перемещается вдоль оси под действием гравитационной 10 силы. Сопуствующее перемещению вращение осуществляется за счет крутящего момента, создаваемого соплами, выполненными на элементе наклонно по отношению к оси перемещения тела. Этот момент создается проходящим через сопла испытуемым маслом при перемещении тела вдоль оси.
Способ реализуется следующим образом.
Отобранное из картера масло заливается в прозрачный, например, цилиндрический сосуд. Температура масла для испытания доводится до определенной величины. Затем в сосуд вводится чувствительный элемент, который отличается от испытуемого масла по
25 плотности и вследствие этого погружается (или всплывает). Дпя контроля состояния масла определяется участок движения элемента, для чего на стенке сосуда на разной глубине наносятся метки. Перед испытанием
ЗО чувствительный элемент располагается за .начальной контрольной чертой и фиксируется стартовым устройством. Испытание масла начинается с высвобождения измерительного элемента стартовым устройством (пуск), пос—
Э5 ле чего i он начинает свое движение в масле.
В момент прохождения начальной контрольной черты пускается секундомер, и одновременно начинается отсчет оборотов, производимых измерительным элементом при движе4О нии. По достижении измерительным элементом контрольной черты секундомер останавливается и отсчет оборотов прекращается.
Для получения вращения чувствительный элемент выполнен в виде стакана с наклонно
»о отношению к оси периферийно расположенными в его дне соплами). Сопловые отверстия
Ф расположены так, что масло, проходя через них, создает реактивный момент, который заставляет падающий элемент вращаться вокруг оси перемещения.
По заранее составленной номограмме на основе показателей величины и соотношения скоростей перемещения и вращения производится оценка состояния масла, определяется уменьшение его работоспособности по отношению к состояниям: "новое" и "предельно допустимое".
Экономический эффект от применения предложенного эксплуатационного способа оценки картерного масла тракторных двигателей выразится в повышении срока службы двигателей (до 10;) и снижении расхода масла (до 5%).
Фор мул а изобретения
1. Способ оценки состояния картерного масла путем перемещения в нем чувствительного элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определений, чувствительному элементу придают одновременно поступательное и вращательное перемещения, измеряют скорость обоих перемещений и по величине их соотношения производят оценку состояния картерного ivfRc. ла.
2. Способ по и. 1, о т л и ч а ю щ и й"с я тем, что поступательное и вращательное перемещения чувствительного элемента осуществляют, например, лод воздействием гравитационной и реактивной сил ..
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Акцептованная заявка Японии
N 43-24962 от 16.04.68
2. Акцептованная заявка ФРГ J4 2108416, от 20.09.19.73