Способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Сояетсиии
Социалистимескии
Реслублин
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИВЛЬСТВУ (11 575565 (61) Дополнительное к авт. саид-ну (22) Заявлено 21.05.76 (2l)2364583/29-33 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.10.77. Бюллетень ¹3 (45) Дата опубликования описания 26.10.77 (5l) М. Кл.
С 01 И 29/04
Гасударственный иоыитет
Совета Министров СССР во делан изооретений и открытий (53) УДК 620,) 7Ð, 16. 002.. >6 (088. 8) Л, А. Жуков, A. П. Виноградов и В. И. Ануфриев (72) Авторы изобретения
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЖЕСТКОГО
АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЯ
Изобретение относится к области автоматизации процессов обслуживания и эксплуа тации аэродромов.
Известен способ контроля прочности бетонных плит и изделий (1).
Этот способ предусматривает прозвучивание металлического стержня, уложенного вбетон,,с известными акустическими характеристиками.
Недостаток известного способа связан сограниченной областью применения,,aciскольку данное техническое решение обеспечивает исследование прочностных характеристик плит в условиях, отличных от условий их эксплуатации на аэродромах. 15
Известен также другой способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия (2).
Этот способ основан на измепении электрического сопротивления гоплита и Конструк-2п тивных слоев покрытия и .пМдусматривает; в частности, определение пустоты под цементнобетонными плитами.
Последний из указанных способов является бопее близким к изобретению. 25
Недостаток этого способа заключается в неоднозначной зависимости электрического сопротивления от размеров пустоты под плитой, Весьма существенное влияние на результаты контроля оказывают треьчины и раковины в плите, влажность грунта, его гранулометрический состав, а также температура и влажность воздуха, 11елью изобретения является повышение надежности и точности контроля состояния жесткого аэродромного покрытия.
Поставленная цель достигается тем, что определение пустоты осушествляют путем пропускания ультразвуковых сигналов в свободном и напряженном положении плиты, фиксируют коэффициенты их затухания, определяют абсолютную разность последних и о наличии пустоты в основании плиты су» дят по не менее чем трехкратному возрастанию указанной разности по сравнению с разностью коэффициентов затухания для плот но прилегаюших плит.
На фиг. 1 и 2 показаны схемы для проведения испытаний по предложенному способу, а на фиг. 3 и 4 — формы образукших
575565!
А а = — Pvf — т дЕ А принятых ультразвуковых сигналов соответственно при отсутствии в основании плиты дефекта и при наличии в нем пустоты.
Предложенный способ предусматривает определение пустот и других дефектов основания под плитами и основан на свойстве ультразвуковых сигналов, проходящих через материал цементнс-бетонной плиты, изменять свои параметры (скорость и коэффициент затухания) в зависимости от степ ни ее напряженного положения при воздействии механической нагрузки.
Оценка качества основания под плитами аэродромных покрытий осуществляется в следующем порядке.
На испытываемую плиту 1 устанавливаются акустические ультразвуковые датчики, работающие в импульсном режиме, излучатель 2 (фиг. 1, 2) и приемник 3. Датчики соединяются коаксиальными кабелями с ультразвуковым дефектоскопом 4 типа УБК-1.
Для лучшего контакта с плитой датчики размещаются на переходном слое из платилина 5 и нагружены металлическими деталямй 6.
Сначала производят измерения формы образующей ультразвуковых сигналов для плиты, свободно лежащей на основании 7, а затем при приложении к ней механической нагрузки 8 от заднего колеса грузового автомобиля.
За критерий качества основания цементно-бетонной плиты принимается абсолютная разность К в значениях условных коэффициентов затухания oC è a(„соответственно для свободно лежащей плиты и при ее напряженном положении: к Ос о Ос 71
Значения коэффициентов затухания определяются до формуле: где дт, — разница во времени в микросекундах;
А и А - относительные значения амплитуд ультразвуковых колебаний в миллиметрах.
Численные значения пара метров А1, А >
4 и д1 принимаются по зафиксированным на экране 9 (фиг. 3, 4) пефектоскопа формам
10, 11 образующих ультразвуковых сигналов, прошедших через плиту.
По результатам проведенных испытаний было установлено, что значения крит рия качества К для плит, плотно прилегающих к ocHQBBHHIQ, колебается от 0,0001 Ао
0,0004 . В тп же время ппяты, яме1
Маркс юшие в своем основании дефект в виде пустоты, дают значительно большее значение параметра К вЂ” от 0,0012, до 0,0016, мВеей
Использование предложенного способа на аэродромах с жесткими покрытиями значительно повышает безопасность полетов, поскольку образование пустоты под покрытием обусловливает неожиданный провал одной или нескольких плит, что, в свою очередь, может привести к аварии, а в некоторых случаях — к катастрофе самолета и к к длительному простоЮ аэродрома. формула изобретения м
Способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия, заключающийся в
gp определ .нии пустоты под цементно-бетонными плитами, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности и точности контроля, определение пустоты осуществляют путем пропускания ультрау, звуков.Ix сигналов в свободном и напряженном положении плиты, фиксируют коэффициенты их затухания, определяют абсолютную разность последних и о наличии пустоты судят по не менее, чем трехкратному, 4П возрастанию указанной разности по сравнению с разностью коэффициентов затухания для плотно прилегающих плит.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
4б 1. Авторское свидетельство СССР
М 160894 кл. Q 01929/00, 1962.
2. PI Hseh VoFkev, Neuere 4еоеРГиti ische Messuegen ак Befanf I asseII, Тесни. Яикдьсйсх и, 1 60.
Vvz 9
Составитель Ч. Морозов
Репактор И, Kaaча((эе Техре Н, А ндрейчук Корректор М., (емчик
Филиал ППП "Патент, г. Ужго1 зл, ул. Г)(>ектная, 4
Заказ 402 5/2 9 Т и раж
ЙНИИПИ Госуйарсч ВеннОГО по ленам
1 13035, Москва, Ж-;(5, 110l П одп исное комитета (овета Министров (:(:(.Р из(> е гений и открытий
Рау(нская «ас>,, д. 4/5