Ротор многоскоростного синхронного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Респу6лик
ОПИСАКИЕ
ИЗОБРЕТЕН КЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (») 575728 (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 15.07.74 (21) 2045878/24-07 с присоединением заявки №
"23} Приоритет (43) Опубликовано 05. 10.77Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описапил20.11.77 (Г)1} И 1(1
H 02 !(1/28
Н 02 K 21/14
Гасударственный иамитет
Ccssta Министреа СССР ав делам изобретений и открытий (5Д) V,(!lj 621,313,323.
01 (f (72) Автор изобретения
И, H. 08рябин (7)) Заявитель (б4) РОТОР МНОГОСКОРОСТНОГО СИНХРОННОГО ЭЛЕЕТРОЫВ!!! Л Г1. f!S»
Изобретение относится к электротехнике и касается электрических машин малой мощности, а именно синхронных двигателей с постоянными мягнитами и переключением числа полюсов.
Известен pomp синхронного реверсивного
ЭЛЕКтРОДВИГатЕЛЯ, СОДЕРжащнй ШИХтоааННЫй обод массивной части, снабженный короткозамкнутой обмоткой, и постоянный магнит, расположенный на втулке l). При реверсах двигателя для ограничения качания относительно друг друга втулки и массивной части ротора применено стопорное устройство, состоящее из штифтов, укрепленных на втулке, и гнезд в массивной части для указанных штифтов.
Недостаток заключается в низкой стабильности мгновенной скорости вращения ротора.
Известен также ротор многоскоростного синхронного электродвигателя, имеющий шихтованный обод, снабженный короткозамкнутой обмоткой, средний пакет которого размещен на постоянном магните массивной части, соединенной с валом посредством стояорного устройства, включающего втулку и штифты, входящие в гнезда !2), Однако при нагрузках на валу, имевших моменты инерции более десятикратной величи. ны по сравнению с моментом инерции ротора, проис х Од11т / I (. . f f « l (I i f 1 (f(o. f (б i l i I i if у f . f o I o É (v орости вращения ротора и сии жеiflf(с габильHocTH hII IIoB(.Н110и ско1)o(Til «11;ilia. if if if f1o а.
Целью изобретения являс1ся i меlfl.ill(.Ifèå колебаний угловой (KopocTII Bpif iii(fiif f1 рот Ора 1! повышение стабильности мг11ове1111Ой скорости вращения вала.
Для этого штифты подиружппt fff*f в ffксиальном направлении, и по крайней мере, одна из пар соседних гнезд разделена вы< тупом. !
О Ротор может включать,lва штифта, размещенных в аксиальных отверстиях массивной части, смещенных одно относительно другого в радиальном направлении, по крайней мере, на величину диаметра штифта, а втулка неподвижно соединена с валом.
Штифты могут быть установлены 1ьз втулке, соединенной подвижно с валом посредством, например, шпоночного соединения, а гнезда выполнены в массивной части ротора.
На фиг. 1 представлен предложеш1ый ротор, продольный разрез; на фиг. 2-- разрез
А-А фиг, 1; на фиг. 3 — второй вариант ротора со стопорным устройством; на фиг. 4 — — третий вариант штифтов стопорного устройства, общий вид.
Ротор состоит из вала 1, па котором распо25 ложена коротко замкнутая обмОтка 2, ши (To575728
1В
Форл ула изобретения
ЗО
50 ванный обод 3, у которого средний пакет 4 раз мещен на постоянном магните 5, массивной части 6, соединенной с валом 1 посредством стопорного устрояства 7. Стопорное устройство
7 состоит из штифтов 8, 9, которые могут перемещаться с помощью пружин IO в осевом направлении ротора во втулках 11, выполняющих функцию подшипников скольжения, и заходить в гнезда 12, 13 втулки 14. По крайней мере одна из пар соседних гнезд разделена выступом 15, с помощью которого осуществляется ограничение колебательного движения массивной части 6 при запусках и реверсах ротора.
Для осуществления плавного входа и выхода из гнезд 12, 13 штифты 8, 9 на торцовой стороне имеют сферическую форму. При помощи выступа 15 втулки 14 обеспечивается величина угла качания массивной части 6, расположенной на подшипниках !6. Втулка 14 крепится к валу
I при помощи шпанки 17.
Штифты 8, 9 размещены в аксиальных отверстиях массивной части 6, смещенных одно относительно другого в радиальном направлении, по крайней мере, на величину диаметра штифта, что позволяет получить наибольший угол качания массивной части 6 ротора (до
355 геометрических градусов) .
На фиг. 2 показано положение массивной части 6 при вращении вала влево в синхронном режиме. В результате изменения направления вращения ротора вправо при пуске под действием асинхронного момента двигателя, имеющего больн1у1о величину момента по сравнению с величиной момента сцепления стопорного устройства 7 с валом, массивная часть 6 ротора начнет вращаться, при этом штифт 8 выйдет из гнезда 12 и начнет перемещаться по дорожке
18 до гнезда 19, а штифт 9 выйдет из гнезда
13 и будет перемещаться по дорожке 20 до гнезда 21. В гнезда 19 и 21 штифты заходят под действием пружин !О. Таким образом пакет массивной части 6 ротора займет исходное положение для вращения вправо, аналогично вращению влево. Второй вариант конструкции стопорного устройства 22, который отличается от конструкции стопорного устройства 7 тем, что гнезда 23,24 и выступ 25 выполнены в массивной части 6, а штифты 26, 27 установлены на втулке 28, соединенной подвижно с валом 1.
Втулка 28 имеет возможность перемещаться вдоль шпонки 29 на валу при помощи паза 30 и пружины 31, упирающейся в шайбу 32, укрепленной неподвижно на валу l.
Третий вариант конструкции штифтов стопорного устройства, отличается от конструкции штифтов стопорного устройства 22 тем, что штифты 33, 34 выполнены сферической формы в,пластине, изготовленнОй из листового материала, обладающего пружинящими свойствами.
Пластина 35 неподвижно укреплена на валу l.
На концах пластины выполнены в противоположную сторону от штифтов боковые леп стки
36, которые упираются в выступ 25 массивной части 6 (фиг. 3). Эта конструкция стопорного устройства применяется в электродвигателях, имеющих номинальный момент величиной менее М=002 H.Ì.
В предложенном роторе применено стопорное устройство, которое дает возможность массивной части пакета ротора с постоянным маг питом совершать качания относительно вала п ри пуске и реверсах двигателя, а на период рабочего режима — неподвижно соединяться с ннм, что позволяет уменьшить колебания угловой скорости вращения ротора и повысить стабильность мгновенной скорости вращения вала.
1. Ротор многоскоростного синхронного электродвигателя, содержагций шихтованный обод, снабженный короткозамкнутой обмоткой, средний пакет которого размещен на постоянном магните массивной части, соединенной с валом посредством стопорного устройства, включающего втулку и штифты, входящие в гнезда, отличающийся тем, что, с целью уменьшения колебаний угловой скорости вращения ротора и повышения стабильности мгновенной скорости вращения вала, штифты подпружинены в аксиальном направлении, и,по крайней мере, одна из пар соседних гнезд разделена выступом.
2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что содержит два штифта, размещенных в аксиальных отверстиях массивной части, смещенных одно относительно другого в радиальном направлении, по крайней мере, на величину диаметра штифта, а втулка неподвижно соединена с валом.
3. Ротор по и. 1, отличающийся тем, что штифты установлены на втулке, соединенной подвижно с валом посредством, например, шпоночного соединения, а гнезда выполнены в массивной части ротора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 347861, Н 02 К 21/46, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР № 434543, Н 02 К 21/14, 1971.
575728 л-й
gluE У у И фиг. 2 ф иг. 4
Vue
Составитель Н. Сухоярская
Техрел О .г1уговая Корректор Л. Мельннченко
Рсва кто р 11. Марковская
Заказ 1046.;18 Тираж 917 11олпнсное
1!1114ИГ11! Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений н <>ткрытнй
113035, Москва, Ж-;15, Рзунгская наб., л. 4/5
Фнлиал ППП «Патент» г Ужгорол. ул Проектная 4