Статор электрической машины с газовым охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

и

1

О П И С А Н ЙГ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 57 57 30 к втоРском свидитильстаю (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.04. 75 (21)2 128725/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51) М. Кл.

Н 02 К 9/16

Н 02 К 1/20

Государственный комнте;

Совета й1нннотров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано05.10.77. Бюллетень ¹37 (53) УДК 621.313.713 (088.8) (45) Дата опубликования описания 20.11,77 (72) Авторы изобретения

Э, Ю. Фпейман и В. H. Батуев (71) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением.

Известна система охлаждения электрической машины, в которой для охлаждения обмотки и сердечника последний разделен радиальными каналами на пакеты активной стали 1.11

Потери, выделяющиеся в активной стали и обмотке, отводятся через радиальные каналы потоком охлаждаюгцего воздуха. Недостатки такой системы охлаждения заключаются в том, что средние листы пакетов активной стали и

10 обмотка на этих участках оказываются нагретыми до температуры большей, чем листы и части обмотки, находящиеся у радиальных каналов.

Известна также электрическая машина с 15 газовым охлаждением с радиальными каналами в сердечнике ротора, в которых установлены перегородки, жестко соединенные с распорными элементами, причем на участке каждого распорного элемента, расположенно2 го в пазовой зоне, выполнены отверстия, а в сердечнике на боковых стенках паза н его дна выполнены аксиальные вентиляционные каналы (21.

Недостаток данного решения заключается в том, что повыц3енпе пнтенсннн(>сти Охляжде- 5

2 ния достигнуто за счет усложнения конструкции сердечника, введения большого количества малого размера дополнительных перегородок, жестко связанных с распорными элементами, и выполнение в последних окон, соединяющих зоны высокого и низкого давления.

Из известных конструкций наиболее близкой к изобретению является вторая.

1 ель изобретения — повысить интенсивностьь охлаждения без усложнения конструкции сердечника статора.

Для достижения указанной цели в известной системе охлаждения сердечника электрической машины, имеющего радиальные каналы между пакетами активной стали и аксиальные каналы, выполненные в зубцовой зоне пакетов между обмоткой и стенками паза, в радиальных каналах зубцовой зоны сердечника составные по длине вентиляционные распорки установлены по диагонали зубцов, причем в зонах входа охлаждающего газа в аксиальные каналы и в зонах выхода из них указанные распорки установлены с противоположным наклоном. Кроме того, между концами распорок и обмоткой выполены проходы, обес ечивак,щие нсрспуск охлаждающего газа в радиальном

íàiiðàâëенни.

575730

На фиг. 1 изображен сердечник статора с наклонно установленными перегородками в ноперечном разрезе; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.

Сердечник l набран из пакетов 2 активной стали, между которыми установлены составные вентиляционные распорки 3, образующие радиальные каналы 4, 5, 6. В зубцовой зоне вентиляционные распорки установлены наклонно относительно оси зубца, причем в зонах входа охлаждающего газа в аксиальные каналы 7 и в зонах выхода иэ них распорки установлены с противоположным наклоном. В пазы сердечника 1 уложена обмотка 8, удерживаемая клиньями 9. Охлаждающий газ, подогретый потерями в сердечнике 1 и обмотке 8, выбрасывается в зазор 10 между сердеч- >s ником 1 и ротором 11.

При подаче охлаждающего газа в сердечник 1 он проходит по радиальным каналам 4 и при входе в зубцовую зону разделяется 4а каждом зубце на две струи, одна из которых образует в канале 5 зону повышенного давления газа, так как ширина входа «а» газа в канал 5 значительно больше ширины выхода «б» газа из него. Часть струи охла>кдающего газа из эоны повышенногодавхения канала 5 поступает в зазор 10, а основная ее часть »« поступает в аксиальный канал 7. охлаждая пакеты 2 активной стали и обмотку 8, а затем выходит в радиальный канал 6 смежного по длине сердечника 1, откуда выбрасывается в зазор 10.

Вторая струя охлаждающего газа, входящая в канал 6, поступает непосредственно в зазор 10, увлекая с собой газ, поступивший из аксиального канала 7 предыдущего по длине сердечника 1 пакета активной стали.

Меняя наклон вентиляционной распорки 3, т. е. меняя соотношение ширины входа «а» газа в канале 5 и ширины выхода «б» нз него, можно обеспечить рациональное распределение расхода газа между радиальным каналом 5 и аксиальным каналом 7 и соответственно между каналами 5 и 6.

Предложенная система охлаждения сердечника электрической машины позволяет повысить эффективность его охлаждения за счет снижения максимальной температуры обмотки при заданном расходе газа.

Формула изобретения

Статор электрической машины с газовым охлаждением, содержащий обмотку и шихтованный сердечник с аксиальными вентиляционными каналами в зубцовой зоне и радиальными вентиляционными каналами, образованными составными по длине распорками, установленными между его пакетами, отличающийся тем, что„с целью повышения интенсивности охлаждения, распорки в зубцовой зоне в радиальных каналах установлены по диагоцали зубцов, причем в соседних радиальных каналах указанные распорки имеют противоположный наклон, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин, M. Л., Госэнергоиздат, 1958, стр. 52, рис. 2 — 24.

2. Авторское свидетельство СССР № 0389599 кл. Н 02 К 904, 1971.