Устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 Бо " о - -." отбитHo" 1Г .ни : я
О П И С А Й l4 lf; sS Fosa
И ЗОБ РЕТЕ гт ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К ПАТЕНТУ (61) Дополиительный к патенту (22) Заявлено 18.09.73 (21) 1960831/27 — 11 (23) Приоритет - (32) 24.07.73 (31) 10 770/73 (33) Швейцария (43) Опубликовано 05.10.77. Бюллетень Ме37 (45) Дата опубликования описания 30,08.77 (51) M. Кл. - ЕОi В 26/00
В 61 F 7/00
Государственный комитет
Совета Иииистроа СССР оо делам изооретеиий и открытий (53) УДК625.3.1(088.8) Иностранцы
Фернан Дайард, Вильям Николь и Виктор Раебер (Шве йцари я) (72) Авторы изобретения
Иностранная фирма
"Ателье де конструксьон меканик де Вевей С. А." (Швейцария) (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОДА РАЗДВИЖНЫХ
КОЛЕСНЫХ ПАР С ОДНОЙ КОЛЕИ НА ДРУГУВ
Известно устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую, содержащее направляющие, приспособление блокировки колесной пары и последовательно расположенные сходящкйся участок пути с контррельсами, неподвижньтй и подвижный участки пути (1) .
Это устройство ие обеспечивает контроля блокировки колесной пары.
Цель изобретения — повышение надежности устройства.
Дпя этого в устройство введены механизм контроля блокировки колесной пары, размещенный за приспособлением блокировки, содержащий дврнирно закрепленнъте на основании двуплечие рычаги, на одних плечах которых закреплена балка, идущая вдоль рельса и контактирующая с боковой поверхностью колеса, а на вторых закреплен нагружающий элемент, и датчик, сигналиэирующий о качестве блокировки; нагружающим элементом может быть пружина или рельс подвижного участка пути; устройство снабжено датчиком для измерения усилия, создаваемого нагружающим устройством.
На фиг. 1 изображено устройс1во, вид сверху; на, фиг. 2-7 — возможные варианты, выполнения подвижного рельса; на фиг. 8 — механизм контроля . блокировки, вид спереди; на фиг. 9 — механизм контроля блокировки, вид в плане; на фиг. 10— второй вариант выполнения механизма кОнтроля блокировки, вид спереди, Устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую содержит направляющие 1, приспособление 2 блокировки колесной пары и последовательно расположенные сходящийся участок 3 пути с контррельсами 4, участки 5, 6 с г жестким закреплением рельсов 7 на основании 8, участки 9 и 10, выполненные с возможностью перемещения рельсов. Механизм контроля, размещенный за приспособлением 2 блокировки, где происходит блокировка осевого положения колес, содержит шарнирно закрепленные на основании 8 двуплечие рычаги 11, на одних плечах которых закреплена балка 12, идущая вдоль рельса и контактирующая с боковой поверхностью колеса 13, а на других закреплен насружающий элемент — пружина 14 или рельс подвижного участка пути, Устройство содержит датчик 15 для измерения усилия, создаваемого нагружающим устройством.
Когда колесная пара находится в положешти А х5 и движется слева направо на фиг. 1, смена колеи
576058 еще не закончена. В этом положении блокирующий элемент разблокирован, ось направляется направляющей 1, а положение колес определяется неподвижным участком 3.
Когда ось приходит в положение Б, достигается новая ширина колеи, При этом блокирующий элемент еще освобожден. В положении В ось покидает неподвижный участок 3 и переходит на подвижный участок 9. Подвижность, сообщаемая участку 9, позволяет его дорожке катания совершать при малых усилиях небольшое боковое перемещение. В положении Г начинает действовать приспособление 2 управления блокировкой, которое выполняет упомянутую операцию, когда ось переходит из положения Г в положение Д, Во время этой операции ось продолжает направляться направляющей 1. Колеса, хотя они и находятся под нагрузкой, опираются на подвижньй рельс, позволяниций им без больших усилий совершать боковые перемещении. Эта степень свободы в значительной степени облегчает срабатывание блокирующего элемента и его правильную установку, поскольку он, если это необходимо, может вызвать небольшое осевое перемещение колеса, не заставляя его при этом скользить по рельсу, что затруднительно при нагруженном коле се.
Во многих осях блокирующие элементы представляют собой один или несколько более или менее конических зубцов, которые должны входить в паэ соответствующей формы. Варианты выполЗ0 пения блокирующего элемента могут быть самыми различными. Действительно, блокирующий элемент может представлять собой шпонку, скользящую в шпоночной канавке, кольцо, входящее в вытачку, и тд, В положение E ось переходит с подвижного 35 рельса на вспомогательный неподвижньй участок 5 рельса. В положении Ж ось сходит с этого последнего участка неподвижного рельса и переходит на новьй подвижный участок, где она все еще направляется направляющей 1. Приспособление 2 управ- 40 пения блокировкой не действует, и колеса заблокированы. Когда ось приходит в положение 3, механизм контроля блокировки создает осевое усилие, стремящееся раздвинуть колеса. Это усилие может быть значительным и устанавливается по желанию. Эта операция является операцией контроля, при которой проверяется срабатывание блокирующего элемента. Действительно, если блокирующий элемент, как это должно быть, сработал в каждом колеае, между двумя колесами не должно 50 существовать сколько-нибудь заметного люфта.
Поэтому создание усилия, развиваемого балкой 12, оказывающей давление, стремящееся раздвинуть колеса, позволяет, поскольку колеса катятся по крайней мере по одному подвижному несущему SS рельсу, обнаружить изменение ширины колеи и, следовательно, возможный дефект блокировки, и заире тить выход оси на железнодорожную сеть.
Действительно, если блокирующие элементы сработали плохо, рельс совершает перемещение, указывающее на дефект блокировки. По завершении этой операции контроля ось в положении И покидает пункт, двигаясь к положению К по неподвижному участку 6.
Конструкция, изображенная на фиг. 2, содержит детали, облегчающие скольжение, расположенные между рельсом и нижним строением пути на пункте: это плоские детали, поверхность которых достаточно велика для того, чтобы уменьшить до допустимых величин давление и трение. Эти последние, кроме того, могут быть в значительной степени уменьшены путем правильной смазки поверхности скольжения 16. Для этого достаточно ввести жидкую или консистентную смазку между деталями 17 и 18, В случае, представленном на фиг, 3, используется такой же принцип поступательного перемещения, Установка содержит несколько цилиндрических катков 19, расположенных между неподвижным элементом 20 на нижнем основании 8 пути и элементом 21, прикрепленным к рельсу. Эта конструкция также позволяет сообщить рельсу желаемую степень свободы.
На фиг. 4 представлена установка, в которой рельс качается относительно оси 22, закрепленной в детали 23, связанной с основанием 8 пути.
В конструктивных решениях, представленных на фиг. 5 — 7, используется другой принцип, дающий тот же эффект; поступательное перемещение или качание заменено движением катания. С этой целью, к рельсу крепится подвижньй элемент 24, которьй катается по неподвижному основанию 8.
В случае, изображенном на фиг. 4, ось качания
22 лежит в вертикальной плоскости, смещенной на величину Ь относительно оси рельса. Аналогичным образом в случае, представленном на фиг. 5, центр окружности, определяющей подвижный элемент 24, смещен в вертикальной плоскости 25 относительно оси рельса. В обоих случаях смещение создает осевое давление, пропорциональное смещению и действующей нагрузке, стремящееся переместить дорожку катания слева направо. В результате этого создается осевое усилие, стремящееся оттолкнуть колеса в одном направлении. Такая конструкция может использоваться либо в установке проверки блокировки (при этом устройство создает осевое усилие, пропорциональное давлению,, передаваемому осью), либо для прижатия колес в конце хода к внутренним механическим упорам, соответствующим наименьшей ширине колеи.
В последнем случае такую конструкцию может иметь подвижный рельс, действующий между положениями В и Е на фиг. 1, но перед срабатыванием блокирующего элемента, что позволяет правильно устанавливать колеса в осевом направлении по отношению к внутренним механическим упорам оси, причем эта установка точнее, чем при воздействии на колеса.
Вариант выполнения, представленный на фиг. 7, в некоторой степени соответс1â е1 варианту, изображенному на фиг. 5, однако центр иилиншра катания расположен в вертикальной плоскости опирания колес. Эта установка содержит липы 26, которые прикреплены к подвижному рельсу и основанию пути. В этом случае катание происходит при посредстве гибких лент. Иэ этого, ввиду боль шого радиуса цилиндра катания 24 и гибкости ленты 26, которая может быть из очень тонкого металла, следует, что усилия, которые необходимо создать для перемещения дорожки катания рельса, невелики. Расположение лент позволяет подвижному рельсу катиться по нижнему строению пути без скольжения.
Пружина 14 — винтовая. Она может быть иной, например плоской, и не только металлической, но и в виде более или менее деформированного резинового элемента, создающего усилие в функции деформации. Датчик 15 положения рельса может устанавливаться на каждом рельсе и обнаруживать его перемещение. Он может представлять собой простой электрический контакт, замыкающий, например, цепь сигнала тревоги, или потенциометр, преооразуняций положение рельса в электрический сигнал.
Кроме того, вместо измерения положения каждого левого и правого рельса с помощью датчиков 15 можно использовать для бонх рельсов один датчик, чувствительный к изменению ширины их колеи.
Формула изобретения
1. Устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую, содержащее направляющие, приспособление блокировки копесНоН пары и последовательно расположенные сходящийся участок пути с контррельсами, неподвижный и подвижный участки пути, отличающееся тем, что, с целью повышения его и надежности, в него введены механизм контроля блокировки колесной нары, размещенный за приспособлением блокировки, содержащий шарнирно закрепленнью на основании двуплечие рычаги, на одних плечах которых закреплена балка, идущая
15 вдоль peJlbcR н контактирующая с боковой lloBepx, постыл колеса,npH прохождении, а на других закреплен нагружающий элемент, и датчик, сигнализнрующий о качестве блокировки.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 20 что нагружающим элементом является пружина.
3. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что нагружающнм элементом является. рельс подвижного участка пути.
4. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 25 что Оно cm6mHo даком д нзмерення у я. создаваемого нагружающим устройством.
Источники информации, принятые во внимание при экспертйзе:
1. Авторское свидетельство СССР N 184929, В 60 в 35/10, 27.06.64.
Фиг. /д
Составитель Н. Прыткова
Техред И. Асталощ
Редактор Б. Федотов
Корректор Л. Мельниченко
Закаэ 2763/49
Филиал lllll 1 "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Тираж 681 Подписное
Ш1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открьпнй
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5