Плавучее сооружение для работы в ледовых условиях в фиксированном положении

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц 576248

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.03.76 (21) 2336184/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.10.77. Бюллетень ¹ 38

Дата опубликования описания 06.10.77 (51) М. Кл 2 В 63В 35/44

В 63В 35/08

Государстаениый комитет

Совета Миии"трое СССР

fI0 делам изооретений и OTXpblTMM (53) УДК 629.124.791. .2.002.54 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. П. Пипенко, В. М. Потапов, А. А. Алисейчик, Н. Д. Великосельский и А. П. Шклярук (71) Заявитель (54) ПЛАВУЧЕЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ЛЕДОВЫХ

УСЛОВИЯХ В ФИКСИРОВАННОМ ПОЛОЖЕНИИ

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования плавучего сооружения для работы в ледовых условиях в фиксированном положении, Известно плавучее сооружение для работы в ледовых условиях, в котором подводная часть выполнена конической, а платформа снабжена емкостями для размещения балласта (1).

Недостаток указанного сооружения заключается в больших габаритах и необходимости значительного балласта.

Известно также плавучее сооружение для работы в ледовых условиях в фиксированном положении, например буровое судно, содержащее корпус, оборудованный шахтой якорного устройства, при этом корпус выполнен с днищем, палубой, бортами, транцем и форштевнем (2).

Недостаток указанного сооружения заключается в трудности эксплуатации плавучего сооружения из-за заклинивания движущегося льда, низкой поворотливости и отсутствия автоматического ориентирования сооружения форштевнем навстречу движущемуся льду.

Цель изобретения — облегчение условий эксплуатации плавучего сооружения путем улучшения отвода от него движущегося льда, увеличения поворотливости и обеспечения автоматической ориентации сооружения форштевнем навстречу движущемуся льду.

Для этого корпус выполнен с ватерлиниями треугольной формы, причем стороны каждой треугольной ватерлинии спрофплированы по кривой, выпуклой наружу, а соотношение разL мерений корпуса находится в пределах

В

0,7 — 2,0, причем расстояние от шахты якорноlo го устройства до форштевня составляет 0,35—

0,7L, где L — длина корпуса от форштевня до кормового транца,  — наибольшая ширина корпуса в районе примыкания бортов к кормовому транцу.

На фиг. 1 изображено предлагаемое плавучее сооружение, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Корпус предлагаемого плавучего сооруже о ния, например бурового судна, содержит палубу 1, днище 2, борта 3, транец 4 и форштевень 5.

Корпус оборудован шахтой 6 якорного устройства, расположенной преимущественно в диаметральной плоскости сооружения, и выполнен с ватерлиниями 7 треугольной формы, причем стороны каждой треугольной ватерлинии спрофилированы по кривой выпуклой наружу.

576248

Соотношение размерений корпуса наВ ходится в пределах 0,7 — 2,0, а расстояние от шахты 6 якорного устройства до форштевня составляет 0,35 — 0,7 L, где

L — длина корпуса от форштевня до кормового транца,  — наибольшая ширина корпуса в работе примыкания бортов к кормовому тр анцу.

Предлагаемое плавучее соору>кение работает следующим образом.

Сооружение, например плавучая буровая платформа, удерживается в заданном месте при помощи закрепленного в шахте б якорного устройства, которое допускает поворот корпуса относительно вертикальной оси в ту и другую сторону. В рабочем заякоренном положении корпус под воздействием движущихся льдов, течений и волн разворачивается и самоустанавливается в позицию, когда его форштевень 5 направлен навстречу движению льда (при работе в ледовых условиях), течений и волн (при отсутствии льда). Лед, движущийся к сооружению, прорезается форштевнем 5, одновременно пришедшие в контакт с бортами 3 участки льда сминаются по кромкам и обламываются в виде крупных секторов и мелких обломков. Секторы и обломки, соприкасающиеся с корпусом, под действием неразрушенных участков движущегося ледяного покрова притапливаются, передвигаются вдоль бортов 3 и отводятся этими бортами за пределы транца 4.

Во время движения льдов работа корпуса по разрушению и отводке льда идет непрерывно. Для содействия более уверенному противостоянию движущимся льдам и обеспечения более успешной ломки льда корпусом, на плавучем сооружении с предлагаемым корпусом могут использоваться известные маневренные (подруливающие) движительные устройства и ледокольные системы (например, крено-дифферентные, гидро механические, пневмоомывающие и др.).

Во время работы плавучего сооружения на континентальном шельфе в условиях, когда льды отсутствуют, самоустанавливание в позицию, в которой форштевень направлен на5 встречу течениям и движению волн, обеспечивает наименьшее сопротивление корпуса с минимальными усилиями сноса в связи с тем, что при этом достигаются благоприятные условия обтекания корпуса по главным, преиму10 щественно выпуклой формы, ватерлиниям и батоксовым сечениям бортов.

Формула изобретения

15 Плавучее сооружение для работы в ледовых условиях в фиксированном положении, например буровое судно, содержащее корпус, оборудованный шахтой якорного устройства, при этом корпус выполнен с днищем, палубой, 20 бортами, транцем и форштевнем, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью облегчения условий эксплуатации плавучего сооружения путем улучшения отвода от него движущегося льда, увеличения поворотливости и обеспече2д ния автоматической ориентации сооружения форштевнем навстречу движущемуся льду, корпус выполнен с ватерлиниями треугольной формы, причем стороны каждой треугольной ватерлинии спрофилированы по кривой, ьыЗ0 пуклой наружу, а соотношение размерений

L корпуса находится в пределах 0,7 — 2,0, причем расстояние от шахты якорного устройства до форштевня составляет 0,35 — 0,7 L, где

35 L — длина корпуса от форштевня до кормового транца,  — наибольшая ширина корпуса в районе примыкания бортов к кормовому транцу.

40 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Ме 3.739.840, В бЗВ 35/10, опублик, 1973.

2. Патент США М 3.850.125, В бЗВ 35/10, 45 опублик. 1974.

576248

Составитель Б. Даньшин

Редактор О. Торгашева Техред И. Михайлова Корректор Л. Денискина

Подписное

Заказ 2279/6 Изд. ¹ 837 Тираж 563

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2