Рудничный кабельный электровоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

№ 57625

Класс 201, 30„;

21 с, 10„ Ц A. яд /

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано в Бюро изобретений Госплака 11ли, СНК СССР

ge — -(1

В. А. Моров. Ef!! и;

Рудничный кабельный электровоз.

Заявлено 7 августа 1937 года в НКУголь за М 20036.

Приоритет по нп. 2 — 4.от 25 ноября 1933 года.

Опубликовано 31 июля 1940 года.

Целью предлагаемого рудничного кабельного электровоза является создание нового механизма откатки, устраняющего недостатки, свойственные существующим способам откатки, особенно резко проявляющиеся при эксплоатации на промежуточных штреках.

Необходимость транспорта на сравнительно большие расстояния не позволяет использовать здесь существующий опыт строительства кабельных электровозов, работающих с одножильным, редко двухжильным кабелем, на небольшие расстояния и при этом также обладающих рядом недостатков, например, однорядная навивка кабеля и т. п.

Возникает надобность в создании механизма, снабженного кабельным барабаном бол,шой емкости, способного выкладывать и втягивать кабель в соответствии с величиной пути, проходимого электровозом, не вызывая в кабеле никаких растягивающих усилий. Кроме того, должно быть сконструировано ведущее кабель приспособление, обеспечивающее равномерную укладку кабеля на барабане.

В предлагаемом рудничном кабельном электровозе с приводом кабельного барабана от оси электровоза параллельно кабельному барабану, с целью привода его, расположен с возможностью радиального перемещения вспомогательный фрикционный барабан, приводимый во вращение от оси и прижимаемый к наложенным на кабельный барабан виткам кабеля посредством груза, пружины или т. п. Этим достигается автоматическое изменение скорости вращения кабельного барабана при изменении радиуса навивки кабеля на барабан при многослойной намотке кабеля на последний.

На чертеже фиг. 1 изображает перспективный вид предлагаемого рудничного кабельного электровоза; фиг. 2 — схему приспособления для изменения направления вращения; фиг. 3 — вид сбоку электровоза в другой форме выполнения; фиг. 4— вид спереди его; фиг. 5 — вид сверху его; фиг. 6 — вид спереди поводка; фиг. 7 — вертикальный разрез его; фиг. 8 — схему кнопочного устройства.

Впереди кабельного барабана 8 (фиг. 1), установленного в подшипниках 2 на раме 1 электровоза, помещен вспомогательный фрикционный барабан б, расположенный параллельно кабельному барабану с возможностью радиального перемещения и прижима емый к виткам кабеля на барабане 3 помощью груза, пружины или т. п.

Благодаря наличию соответственно рассчитанной передачи 7 от полу- ската электровоза к приводному барабану б последний вращается с окружной скоростью, равной скорости поступательного движения электровоза.

Будучи постоянно прижат к кабельному барабану 3, например, помощью грузов или пружин, постоянно притягивающих скобу б, перемещающуюся в направляющих 4, приводной барабан вращает кабельный барабан 8 и сматывает или наматывает на него кабель с такой же скоростью.

Вследствие этого влияние переменного радиуса навивки на кабельном барабане совершенно исключено и количество гибкого кабеля, наматываемого или сматываемого с кабельного барабана, становится совершенно независимым от числа слоев кабеля на барабане и находится в полном соответствии с величиной пути, проходимого электровозом.

Это позволяет значительно увеличить емкость кабельного барабана без крупного увеличения габаритов.

Передача к приводному фрикционному барабану б происходит от нетормозного полуската, поэтому опасность переезда кабеля, при торможения электровоза, исключена.

Для равномерной укладки кабеля на барабан служит навивочный винт 9 с перемещающейся по нему гайкой 18, связанной с втулкой, скользящей по направляющему стержню.

На гайке, равно как и на втулке, свободно посажены ролики 11 и 12, между которыми пропущен гибкий кабель. Соответственно рассчитанная передача от кабельного барабана 8 к навив очному винту 9 сообщает гайке скорость поступательного движения, в точности соответствующую той, какая необходима для того, чтобы кабель укладывался на барабане ровно виток к витку. При подходе к крайним своим положениям на винте гайка нажимает кнопки, воздействующие на реле, переключающие электромагнитные муфты реверсора 8, и винт автоматически переключается на обратный ход при неизменном направлении движения электровоза.

Схема реверсора представлена на фиг. 2. Вал 15 его вращается в неизменном направлении, будучи приводим в движение передачей от кабельного барабана. На нем неподвижно укреплены и вращаются вместе с ним электромагнитные муфты 1б и свободно посажены шестерни 17, соединенные с шестернями 18, заклиненными на навивочном винте 9 в одна непосредственно, а другая через промежуточную шестерню 19. B зависимости от того, какая из электромагнитных муфт будет включена, к ней притягивается и начинает вместе с ней вращаться та или иная из шестерен 17 и, в соответствии с этим, винт 9 вращается по часовой или против часовой стрелки.

В форме выполнения электровоза, изображенной на фиг. 3 — 6, установленный на колесах 2б корпус электровоза заключает в себе барабан 21 с намотанным на нем кабелем 32. Один конец кабеля подключен к пункту питания, другой его конец, через вал барабана, выходит на контактные кольца токоснимающего устройства 81, откуда электрическая энергия подается кабелем 88 (фиг. 4) к двигателю электровоза.

Соответствующим образом сконструированная передача 25 из двух пар конических зубчатых колес передает движение от одного из колес к вспомогательному фрикционному барабану 22, ось которого заделана в штоке 28, скользящем в направляющих 24. Окружная скорость на фрикционном барабане равна окружной скорости колес или, что то же самое, скорости поступательного движения электровоза.

Фрикционный барабан 22, будучи постоянно прижат к кабельному барабану 21 помощью натяжных грузов или пружин, заделанных в корпусе направляющих 24, приводит кабельный барабан во вращение и сматывает или наматывает на него кабель 32. Очевидно, что скорость наматывания или сматывания кабеля также будет равна скорости поступательного движения электровоза.

Предлагаемая схема передачи движения от скатов электровоза к кабельному барабану позволяет осуществить многослойную навивку кабеля, ибо при этом совершенно исключается влияние переменного радиуса навивки на кабельном барабане, а количество гибкого кабеля, наматываемого или сматываемого с кабельного барабана, становится совершенно независимым от числа слоев кабеля на барабане и находится в полном соответствии с величиной пути, проходимого электровозом.

Выполнение механизма для осуществления равномерной укладки кабеля по барабану возможно в различных вариантах. В предлагаемом варианте это осуществлено помощью винта 28, приводимого во вращение цепной передачей 29 от кабельного барабана 21.

Винт 28 имеет две нарезки — правую и левую (фиг. 6 и 7). Вдоль винта скользит по направляющей 40 поводок-стакан 80, в котором помещены две полугайки 37 и 88. Одна из них имеет левую нарезку, другая — правую. Пружиной 86, помещенной также внутри стакана, полугайка 87 прижимается к винту 28 и, при вращении последнего, вызывает перемещение вдоль винта поводка с укрепленной в нем качающейся на цапфах 41 втулкой 42, сквозь которую пр одевается набегающий на барабан кабель.

Дойдя до своего крайнего положения, стакан нажимает кнопку, включающую электромагнит 48, втягивающий якорь 85. При этом связанная с якорем полугайка 87 выходит из сцепления с винтом и ее место занимает полугайка 88 с другой нарезкой.

Это заставляет поводок-стакан 30 двигаться в обратном направлении.

Дойдя и здесь до крайнего положения, стакан нажимает другую кнопку, разрывающую цепь, питающую обмотку электромагнита. Пружина 36 возвращает полугайку 87 в исходное положение, а полугайку 88 отключает от винта. При этом поводокстакан 30 начинает движение снова в описанном выше порядке.

Схема кнопочного устройства, реверсирующего движение укладывающего кабель механизма, изображена на фиг. 8. Кнопки 45 и 46 показаны в нормальном состоянии, когда на них ничто не воздействует.

При подходе к кнопке 45 поводок навивочного устройства нажимает на нее. При этом замыкаются контакты 47, 43 и 49, 50. Электрический ток, следуя по цепи: шина 51, 52, 47, 48, обмотка электромагнита М, 58, шина 54, приводит в действие электромагнит М, вследствие чего поводок отходит от кнопки 45. Она, однако, не размыкает контактов 47 и 48, так как одновременно с их замыканием замыкаются контакты 49 и 50, подключающие в сети электромагнит zzz, удерживающий кнопку 45 во включенном состоянии. Так продолжается до тех пор, пока поводокстакан 80 (фиг, 3 — 5) не упрется в кнопку 46 и, воздействуя на нее, не разомкнет контакты 55 и 56, благодаря чему цепь, питающая катушку электромагнита m, разорвется. Это вызовет отход кнопки 45 в исходное положение. При этом контакты 47, 43 и 49, 50 размыкаются, электромагнит М лишается тока, отчего, как указано выше, поводок начинает двигаться обратно.

Предмет изобретения.

1. Рудничный кабельный электровоз с приводом кабельного барабана от оси электровоза, отличающийся тем, что, с целью автоматического изменения скорости вращения барабана при изменении радиуса навивки кабеля на барабан (при многослойной намотке кабеля на барабан), для привода применен вспомогательный фрикционный барабан, расположенный параллельно кабельному барабану с возможностью радиального перемещения и прижимаемый к наложенным на кабельный барабан виткам кабеля грузом, пружиной или т. п.

2. В электровозе по и. 1 применение раскладывающего кабель приспособления, состоящего из винта с двумя нарезками и поводка с гайкой, автоматически переключаемой с правого на левый ход в конечных положениях.

З..В электровозе по п. 2 применение расположенных в поводке электромагнита и пружины, служащих для реверсирования гайки в ее конечных положениях.

4. В электровозе по п. 1 применение кнопочных выключателей для автоматического включения и выключения электромагнита гайки.

Б авторскому свидетельству Н. А. Морова

М 57625

6игб

Отв. редактор П. В. Еинитин

Тип..Сов. печ.". M 28337. Зак. № 7152 — 525

Госпланиздат

Техред А. И. Хрош