Устройство для торможения ротора турбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
т
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 576428
Са(оз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 11.05.76 (21) 2359083/06 (51) М. К,a.- F 010 21/00 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.10.77. Бюллетень ¹ 38 (45) Дата опубликования описания 20.10.77 (53) УДК 621.165-596 (088.8) па делам изобретений
/ и открытий (72) Автор изобретения
M. С. Жаркой
Алма-Атинский энергетический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ РОТОРА ТУРБИНЫ
Изоорстенис относится к теплоэнергетике.
Устройство может быть использовано при необходимости экстренного торможения роторов паровых турбин в аварийных ситуациях.
Известны устройства для торможения ротора турбины, где каналы подвода масла к подшипникам используются для дополнительной подачи масла с целью увеличения момента сопротивления на валу (1). Эффективность таких устройств недостаточно велика.
Известно устройство для торможения ротора турбины, содержащее шсстерню валоповоротного механизма, установленную на валу, и каналы подвода масла (2). Тормозной момент создается при подаче масла от пускового масляного насоса на шестерню. Это устройство является ближайшим к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату. Однако оно не обладает высокой эффективностью торможения, так как зубья шестсрни прсооразуют энергию подаваемого на них масла в энергию торможения в недостаточной степени.
Цель изобретения — повышение эффективности торможения. Для этого в предлагаемом устройстве на торцах шестерни закрсплспы диски со сквозными профилированными канавками, периферийная часть которых направлена в сторону вращения ротора, а каналы подвода масла подключсны через вентиль, снабжспньш приводом, к напорному коллектору системы смазки. Для повышения надежности защиты турбины привод вентиля подключен к системс защиты турбины.
5 На фиг. 1 изображено прсдлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение по дискам.
Устройство содержит диски 1, закрепленные на торцах ведомой шестерни 2 валопово10 ротного механизма, установленной на валу 3 турбины, трубопроводы с каналами 4 подвода масла в полости 5 между дисками и торцами шестерни п вентиль 6 с приводом.
Диски имеют сквозные спиральные профи15 лированные канавки 7, периферийная часть которы.; направлена в сторону вращения ротора. Наружный диаметр диска не превышаст диаметр впадин шестерни. Внутренний дна мстр расточкп дисков под спиральные
20 канавки 7 совпадает с наружным диаметром кольцевых расточек на торцах шестерни.
Диски хкестко соединены с шестерней, напри»ер, болтами с потайной головкой и дополнительно зафиксированы установочными
25 штифтами (на фигурах нс показаны). Внутренний диаметр дисков выполнен так, чтобы можно было направить каналы 4 к полостям
5. Число и размеры канавок 7 зависят от типа турбины.
30 Диски 1 соединяются с шестерней 2 до ус576428
1-! ф.
11зд. ¹ 830 Тираж 693
Заказ 2298/11
НПО
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2 тановки последней на вал 3. Герметичность соединения дисков и шестерни обеспечивается слоем лака. Для облегчения изготовления и установки дисков пх можно выполнить разьемными из двух половин.
Масло из напорного коллектора системы смазки турбины через вентиль б и каналы 4 подается в полости 5, а оттуда поступает в спиральные каналы, образованные торцами шестерни и канавками 7. Поскольку направление спиральных каналов совпадает с направлением вращения вала 3, то струи масла, вытекающие из каналов, создают рсактпвпый тормозной момент.
Подача масла в данное устройство не снижает надежность работы системы смазки турбины, поскольку сливной клапан, имеющийся в этой системе, автоматически поддерхкивает необходимое давление в последней.
Привод вентиля 6 (B зависимости от его типа) можно подключить к электрической или гидравлической части системы защиты турбины, что дает возможность использовать данное устройство для ограничения разгона ротора при отказе органов парораспределения турбины.
Предлагаемое устройство позволяет ус«орить остановку ротора турбины в аварийных ситуациях и повысить надежность защиты турбины. Оно может быть установлено на т1 рби11у л1обой мощности.
Формула изобретения
1. Устройство для торможения ротора тур«ины, содержащее шестерню валоповоротного механизма, установленную на валу турбины, и каналы подвода масла, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения эффективности торможения, на торцах шестерни закрег,-. лены диски со сквозными профилированными канавками, периферийная часть которых на15 правлена в сторону вращения ротора, а каналы подвода масла подключены через вентиль, снабженный приводом, к напорному коллектору системы смазки.
2. Устройство по п. 1, отличающееся
20 тем, что, с целью повышения надежности защиты турбины, привод вентиля подключен к системе защиты турбины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
25 1. Авторское свидетельство СССР № 366268, кл. Г 01D 21/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР ¹ 168730, кл. Г 01Р 25/34, 1963.