Шлицевое соединение вала со ступицей зубчатого колеса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

С -! < о- йк!..4ЬА

1! !1 576449

Союз Советских

Социалистических

Ресвуолик (61) lOl10 ill!!T(л!,HO K 3 BI . свпд-lA (22) 3;!явле!!о 14.06.76 (21) 2372493,. 27!

51) Ч. Кл. . Е 16Г) 1, О, с т!р!!со ;I,III!c 11!! ñ ì заявя!! Х2

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приор!!тст (43) Опубликовано 15.10.77. Б!оллетснь Хо 38 (45) Дата опубликования описания 20.10.77 (53) УДК 621.:24(088.8) (72) Автор изобретения

Е, С. Кабачный

Украинский заочный политехнический институт (71) Заявитель (54) ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВАЛА СО СТУПИЦЕЙ

ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в подвижных и неподвижных IU;IIIlfeBbIx. соединениях шлицевых валов со ступицами зубчатых колес с диском, расположенным симметрично относительно середины шлицевой ступицы.

Известно зубчатое колесо, в котором увеличение изгибной податливости зубьев по всей их длине достигается тем, что на профиле зубьев выполнены прорези, которые во избежание загрязнения заполняются упругим синтетическим материалом, что в некоторой степени компенсирует ошибки изготовления и монтажа (1).

Выполнение шлицев шлицевой ступицы с подобными прорезями повышает изгибную податливость шлицев, что способствует более благоприятному распределению нагрузки между шлицами в окружном направлении.

Однако в известном устройстве шлицы имеют одинаковую изгибную податливость по всей длине, что не обеспечивает компенсацию деформации закручивания шлицев вала и равномерное распределение контактных давлений по всей длине шлицев шлицевого соединения вала со ступицей зубчатого колеса с диском, расположенным симметрично относительно середины ступицы.

Известно также зубчатое сопряжение с продольной по всей длине зуба радиальной прорезью в теле зуба, причем в указанной прорези установлена фасонная прокладка с цилиндрической головкой, расположенной в отверстии под основанием зуба (2).

Известное соединение по своей технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близко к изобретению.

Недостаток известного соединения в том, что шлицы шлицевой ступицы с подобными прорезями и цилиндрическими отверстиями также не могут компенсировать деформацию закручивания шлпцев вала и обеспечить равномерное распределение контактных давлений по всей длине шлпцов шлицевого соединения вала со ступицей зубчатого колеса с диском, расположенным симметрично относительно середины ступицы.

С целью обеспечения равномерного распре20 деления контактных давлений на шлиц по всей его рабочей длине в прорези каждого шлица установлена пластина равного сопротивления изгибу, податливый конец которой расположен со стороны приложения крутяще25 го момента.

Такое выполнение шлпцов шлпцевой ступицы зубчатого колеса с диском, расположенным симметрично относительно серед!гны шлицсво!! ступицы, придаст пм пзгибную по30 датливость, изменяющуюся по всей длине

Ф. !

° ° » . . >, 576349

94> ° 441i е ° (ФФФ

С целью надежного стопорения пластин в прорезях, повышения изгибочной прочности шлиц цлицсвой ступицы 1(демпфпру(ощих своl(стli 1(1 Ili li(вОГО сос, (II ((С(lll>I, (! 1 а«ЖС Во 1(3

Йсii((! II I I(. 3(11 Р H81((IIIIß, ((501)()ÄII()(11!Рос((Р (! 1IСT(50 прорсзси мо. кст Оыть з(11(Ол((сно у(ll)) Ãèì с(I(I i с (!1>(сским материалом.

Шлицевое соединение ступицы зубчатого колеса с валом целесообразно применять в силовых передачах станков н машин (горных, металлургических, дорожных и транспорт-!

1(>(Х) .

Шлицевое соединение вала со ступицей зубчатого колеса выполненного с диском, расположенным симметрично по длине ступицы, и

20 с продольной во вссй длине прорезью в cepe;I(i((c тела шлица, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения равномерного распределения контактных давлений на шлиц по всей его рабочей длине, в прорези каждого шлица

26 установлена пластина равного сопротивления изгибу, податливый конец которой расположен со стороны приложения крутящего мо),1(пта

Источники информации, 80 нринятыс во внимание при экспертизе

1. Патент С1ЦА ¹ Зб3б792, кл, 74 — 4б1.

1973.

2. Авторское свидетельство № 427б7, к

Г 1611 55/14, 1934, .-2 (i>û2 2

Заказ 2296/13

Тираж 1154

Подписное

Изд. ¹ 806 Гппогра(1)пя, пр. Сапунова, 2 шлицев по параболическому закону, т. («пропорционально действующим нагрузкам на шлицы при закручивании вала, а !О влечет з» собой ((0151>I(()c(III(((аде I(i(()(. I II !!р((лс! (Ililiii боковых граней шлнцсв шлнцсвой стуilllill>l Ilo всей длине со шлицами шлицевого (5((л(1, обеспечивает равномерное распределение контактных давлений по всей длине шлицев шлицевого соединения и значительное повышение долговечности и надежносги работы шлицсвого соединения.

lla фиг. 1 схематически изображено предлагаемое шлицевос сосдинешш ступицы зубчатого колеса с валом, разрез; на фнг. 2 — (п(д слева на фиг. 1.

Шлицевое соединение ступицы зубчатого колеса с валом содержит вал 1, шлицсвую ступицу 2 зубчатого колеса с диском 3, расположенным симметрично относительно середины шлицевой ступицы 2.

В теле каждого шлица 4 на середине профиля по всей его длине выполнена продольная прорезь а, образованная щелью б, открытой со стороны наружной поверхности шлпца, и цилиндрической поверхностью 5. В прорезь а каждого шлица установлена пластина б равного сопротивления изгибу параболического очертания. С целью упрощения тсхш)логин 1(зготовления пластина б может иметь прямолинейные очертания, т. е. будет очень Олизка к пластине равного сопротивления изгибу.

Размеры прорезей и н пластин б зависят от размеров шлнц, пзгпбочной прочности и условий их работы.

Формула изобретения