Фрикционный диск
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ 576457
Союз Советских
Социалистических
Респ1/блик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.12.75 (21) 2302387/08 (51) М.Кл. F 160 69. 00 с присоединением заявки Ме— сс/дврствевный каметет
Ивета Мимастров СССР вв делам иэебретеквй в открытий (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.10.77. Бюллетень М 38 (45) Дата опубликования описания 03.01.78 (53) УДК 621 — 597 (088.8) (72) Авторы изобретения
И. Б. Левин, Г. В. Анисимов, А. T. Козлов, А. А. Батаева, В. В. Введенский, А. К. Баринова, М. В. Малютин, М. С. Зухер и T. Г. Сапронов (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННЫЙ ДИСК
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных устройствах, в первую очередь работающих при повышенных температурах и высокой энергии торможения.
В известных тормозных устройствах, в качестве фрикционного материала дисков чаще всего используют чугун (1).
Однако при высокой энергии торможения существенно повышается температура фрикционных элементов, и чугунные диски подвергаются значительному износу.
С целью уменьшения износа фрикционных дисков используют материалы с большой силой межатомной связи — тугоплавкие металлы.
Известны, например, фрикционные диски, изготовленные из ниобия или сплавов на его основе (2). Эти диски предназначены для работы при объемных температурах торможения до 1000 С и удельной энергии торможения до 1300 кг/см .
Недостатками таких дисков являются недостаточно высокая стабильность коэффициента трения, значительный износ при работе на повышенных режимах торможения и склонность к схватыванию с коптртелом из металлокерамики на железной илп другой основе.
Цель изобретения — повышение стабиль2 ности коэффициента ipeIIIII; диска, то есть стабильности торможения, а также уменьшение износа диска и работающего с ним в паре керамического контртела.
Поставленная цель достигается тем, что в качестве материала для изготовления диска используют молибден или сплавы на elo основе.
Фрикциоиный диск из молибдена может гз быть изготовлен из отливки или поковки с последующей механической обработкой.
В опытно-промышленных условиях llpoведено опробование предлагаемой конструкции. Из молибденового сплава, содержащего
0,2Ъ Н1, был изготовлен фрикцпонный диск с внешним диаметром 75 мм, внутренним диаметром 53 мм и толщиной 7,5 мм. Одновременно испытывали такие же диски из ииобиевого сплава ВН-2А. Испытания проводили в паре с керамическим материалом МКВ-5Л, МКВ-50 и ЭП-4 (карбид бора + карбид циркония) при удельной энергии торможения
450 кгм/см и объемных температурах 600—
800 С. В результате испытаний установлено, что при работе в паре с керамикой на основе карбида бора для диска, изготовленного из молибдсиового сплава, коэффициент трения имеет ту же величину, что и для ниобиевого диска 0,55 — 0,6. Однако при работе в паре с керамикой типа МКВ коэффициент трения
576457
Составитель И. Чернышова
Тскред И. Карандашова 1Корректор:Л. Денискнна
Редактор И. Аристова
Заказ 7485
Изд. № 864 Тираж 1154
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
И3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
МОТ, Загорский филиал
3 для молибденового диска составляет 0,32—
0,39 и не наблюдается явления схватывания, в то время как для д иска из сплава ВН-2А коэффициент трения составляет 0,25 — 0,30 при объемной температуре 600 С и при объемной температуре 800 С наблюдается схватывание.
Износ для молибденового диска составляет 0,5 — 0,75 мк/торм. в паре с керамикой типа МКВ и 0,1 — 0,5 мк/торм. в паре с керамикой типа на основе карбида бора. Износ для ниобиевого диска в 2 — 5 раз больше и составляет 1,5 — 2,0 мк/торм. в паре с керамикой типа МКВ и 0,5 — 0,1 мк/торм. в паре с керамикой на основе карбида бора, Износ керамического контртела при работе с молибденовым диском в 2 — 6 раз меньше, чем при работе с ниобиевым диском, и составляет 1,5 — 3 мк/торм. для керамиками типа МКВ и 0,2 — 0,4 мк/торм. для керамики на основе карбида бора.
Стабильность коэффициента трения при использовании молибденового диска возрастает с 0,70 — 0,75 (ниобиевый диск) до 0,75—
0,85 при испытании с керамикой типа МКВ и с 0,65 — 0,70 (ниобиввый диск) до 0,75—
0,80 при испытании с керамикой на основе карбида бора.
Таким образом, применение предлагаембго изобретения обеспечивает уменьшение износа фрикционной пары в 2 — 6 раз и увеличение коэффициента стабильности торможения с 0,65 до 0,85. При этом отсутствует явление схватывания с металлокерамическим контртелом.
Формула изобретения
Фрикционный диск для тормозных устройств, выполненный из тугоплавкого метал15 лпческого материала, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности торможения, а также уменьшения износа диска и керамического контртела, в качестве металлического материала использован молибден лп20 бо сплав на его основе.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Борисов С, М. Фрикционные муфты и
25 тормоза строительных и дорожных машин, М., «Машиностроение», 1973, с. 10.
2. Авторское свидетельство М 341988, F 16 D 69/00, 1969.