Пластичная смазка для подшипников электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистии вских
Республик
O Il N C A H N Е (u) 577221
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИВДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Занвлено 20.01.7 5(21) 101241/04 е присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.10.77.бтоллетень ¹ 39 (45) Дата опубликования описания 05.11 77
2 (53) М. Кл.
С10 М 5/14
С10 М 5/02
Гвсудврстввнивй кантат
Ссввтв Нниветряа NN
N делан в366ретеаяа я еткритвв (5З) УД3(621.892 (O88.8) И. С. Лавров, Е, E. Бибик, Т. М. Котомина, В. Г. Пжьм жттй;- ——
Е. Г. Мейер-Сайковская и Г. Я. Энтин
".", »
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени жхнологйческий — -- институт им. Ленсовета (72} АвтоРы изобретения (Т1) Заявитель (54) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ
ЭЛЕК ТРИЧЕСКИХ МА ШИН
8-24 Изобретение относится к области смазочных материалов, в частности к пластичным мыльным смазкам для подшипников качения электрических машин.
Сушествуют различные виды пластичных смазок для узлов трения электрических машин. Известна смазка на основе минеральных масел, загушенных литиевыми мылами оксистеариновой кислоты (1$.
Известна также смазка на основе мине- 1о рального масла, загушенного комплексом стеарата и бензоата натрия (21. Однако известные смазки не работоспособны в подшипниках электрических машин.
Известна пластичная смазка (ЭШ-176), 15 имеюшая следуюший состав (в вес.%).
Мыла высших жирных кислот 20,5
Тонкодисперсные наполнители (окиси металлов, 20 графит и др.) 8 15
Масла минеральные или синтетические Остальное (31
Хотя указвнная смазка обладает высокими техническими характеристиками, однако 25 она не обеспечивает необходимого моторе=урса машин. Отчасти это вызвано тем, что при высоких скоростях, с которыми работают современные электрические машины, пластичная смазка сбрасывается с тел качения и сепараторов подшипников центробежными силами, резко ухудшая условия их экс плуатации.
Белью изобретения является увеличение работоспособности консистентной смазки для узлов трения электрических машин в условиях высоких скоростей.
Для этого предлагается смазка на основе нефтяного или синтетического масла, мыль ного загустителя и наполнителя, дополнительно содержашая высокодисперсный ферромагнитный материал, Предлагаемая смазка имеет следуюший состав (в вес.Ъ):
Мыльный загуститель 1 0-18
Н ап олни тель 4-10
Высок одисперсный фер р ом агни тный материал
877221
Таблица 1
Мыльный загуститель
Наполнитель
Ферр омагне тик
До 100
До 100
Масла
Qo 100
2-3
24
Остальное до 1009- .
Масла минеральные
Масло минеральнге или синтетическое До 100
Наличие в предлагаемой смазке магнизо ных частиц коллоидных размеров (80100 А, увеличивает устойчивость режима граничного трения, обусловливающвго увеличение моторе сурса машин, так как частицы малых размеров накапливаются Во впадинах шероховатой поверхности и твм самым оказывают действие, аналогичное увеличению класса 1р чистоты поверхности. Несмотря на то, что смазка в целом иенамагннчена (в отсутствие магнитного aomt), ее отдельные частицы представляют собой микроскопические постоян» ные магниты, способные притягиваться к по- ц верхности стали н налипать на нее,,увеличивая толщину граничного-слоя смазки, ев прочность, а следовательно, и устойчивость
» режима граничного трения.
Прн работе подшипника иа его беговой gg дорожке остается тонкая смазываюшая пленка, что сводит к минимуму гидродинамический эффект смазки. B связи с этим особенно важным является наличие в смазке магнит ных частицу каждая иэ которых имеет свой ад» у сорбционнь-сольватный слой, что в итоге
Проведены сравнительные испытания предлагаемых и известной смазок. Резуш таты испытаний представлены в табл. 2.
В качестве загустителей смаэок используют литиевые мыла натуральных или син- кО тетических жирных кислот, в качестве наЛитиевое мыло стеариновой кислоты
Наполиители (дисульфид молибдена, дифе нилами н)
Коллоидный магнетит приводит к увеличению толщины смаэывающего слоя по крайней меру на величину диаметра частиц (100 А) и тем самым увеличивает гидродинамический эффект. Наличие в подшипннковых узлах токов Фуко приводит к торможению магнитных частиц, увеличивая сопротивление выдавливанию, или несущую способность смазки.
Смазку получают путем смешивания компонентов. Готовую композицию заправляют
Ь узлы трения вручную или любым инструментом.
К оллоидный магнетит получают химической конденсацией из водных растворов сернОкислого и хлорного железа, осаждая щелочью, а затем стабилизируют поверхностно-azrBBным веществом (например, олеиновой кислотой). Использование в качестве ферромагнитного материала коллоидного магнетита обусловлено как его высокой дисперсностью, что исключает наличие абразивного действия, простотой технологии его получении, так н его высокой коллондной,. стабильностью.
В качестве примеров приготовлены и ис- пытаны три смазочные композиции, состав которых приведен в табл. 1. полнителей - окислы цинка, алюминия, свин ца, дисульфид молибдена, графит, пентаэритрит и другие.
Для испытания приготовлены следующие рецептуры смазок (в %):
ВНИИИП-242 Композиция 1
577221
Масло минеральное
До 100%.
20,8 18
Литиевые мыла СЖК
Остальнее до 100%.
Литиевые мыла СЖК фракпиЙ С 17 20 рипинолевой, иафтеновых, кислот
Наполнители (окислы ашомнния, свинца, пинка, графит) Коллоидный магнетит
Кап олнители (Окислы &JBoMRHBH пинка, пентаеритрит) Коллоидный магнетит
Масло синтетическое
ЭШ 17В K a mm ф
577221 (О
J о
Л
Ю о о"
e . о
Щ о
6) (ч
Л в
Q о
"o о
О Q л
Я л
Q
СО
1 о о о о
8 о
Ф И
a) " а л сО сО
t о о
Ь
Б
zo
„о
Uo
Г» о о о
С а>
Г» о о
I о о о
Ol СМ
Ю о о о о о Ф о о о л
I о (1)
1 о
Б о
<о ое о е л щ ) l
tQ
1 о
СЧ о" х
Е и р
X яф
Ж
Х С„ о л
I о
Щ
1 о
1 е
СМ
0 о о
Л л о о о ( о (0
М
I ф а о
2 и и и
СЯ о и Щ
g g а
1 а
Э (p
Е ч а к
Ф
v оо а
3 ф
3 ц 8
ikey ф
Ц
3
Я о
5
Ф а и ф
Щ щ е
/е о а
М а $3
Мo 3
3 и
Я
Р
4(877221
9 10
Преп;нагаемые рецептуры смаэок oth yior или синтетического масла, мыльного scnyeвысокими физико-химическими показателями, тителя и наполннтеля, о т л и ч а ю щ а яотличной адгезией к металлическим поверх с я тем, что, с целью обеспечения рабата настям, образуют на них прочную износа . способности смазки в условиях высоких устойчивую смазочную ItJIBHKó, которая не сбра. . 5 скоростей, смазка дополнительно содержит сывается и не вымывается, способствует высокодисперсный ферромагнитный материал уменьшению износа металлических новерхнос при следуюшем содержаний. компонентов, sec.%1, тей, надежно их разде жет, предотвращая Мыльный зегус титель 10-18 сваривание, и тем еамым обеспечивает высо заполнитель 4-10
Фзй моторесурс электрических машин. Иэ таблиц Высокоднсперсный цй" Следует, чта 6сновнйе свойства cM&eoK ферромагнитный модифицированных присадкой магнетика, материал 824 улучшаются: повышается предел прочности, Иефтянаэ йли син значительно улучшается коллоидная стабиль «ае масла До .100. ность, прочность смазочной пленки и.рабата ц
Источники информации apsw sî вни
Кроме того, эти смазки обеспечивают мание прн экспер изе нормальную работу оборудования при вчсо% 1. Авторское свидетельство CCCP еКех темпеРатУР 4 >eK®e пРи М 36286 кл. С10 М 8/14 1970. циклической) вож ействии . 2. Авторское свидетельство СССР ф о р м у л а и з о б р е т е н и, й. М 298640, кл. С 10 М 3/20, 1969.
Пластичная смазка для подшипников 3. Авторское свидетельство СССР электрических машин на основе нефтяногб 34 301082, хл, t 10 М 8/14, 196@, Составитель В. Пономарева
Редактор Н. Джарагетти Техред H. Вабурка Корректор:С. Пат ушв
Заказ 3541/20 Тираж 651 Подписи м
ЦНИИПИ Государственного комитета С<вета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113038, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S
4 манал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4