Пластичная смазка для подшипников электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистии вских

Республик

O Il N C A H N Е (u) 577221

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИВДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Занвлено 20.01.7 5(21) 101241/04 е присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.10.77.бтоллетень ¹ 39 (45) Дата опубликования описания 05.11 77

2 (53) М. Кл.

С10 М 5/14

С10 М 5/02

Гвсудврстввнивй кантат

Ссввтв Нниветряа NN

N делан в366ретеаяа я еткритвв (5З) УД3(621.892 (O88.8) И. С. Лавров, Е, E. Бибик, Т. М. Котомина, В. Г. Пжьм жттй;- ——

Е. Г. Мейер-Сайковская и Г. Я. Энтин

".", »

Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени жхнологйческий — -- институт им. Ленсовета (72} АвтоРы изобретения (Т1) Заявитель (54) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ

ЭЛЕК ТРИЧЕСКИХ МА ШИН

8-24 Изобретение относится к области смазочных материалов, в частности к пластичным мыльным смазкам для подшипников качения электрических машин.

Сушествуют различные виды пластичных смазок для узлов трения электрических машин. Известна смазка на основе минеральных масел, загушенных литиевыми мылами оксистеариновой кислоты (1$.

Известна также смазка на основе мине- 1о рального масла, загушенного комплексом стеарата и бензоата натрия (21. Однако известные смазки не работоспособны в подшипниках электрических машин.

Известна пластичная смазка (ЭШ-176), 15 имеюшая следуюший состав (в вес.%).

Мыла высших жирных кислот 20,5

Тонкодисперсные наполнители (окиси металлов, 20 графит и др.) 8 15

Масла минеральные или синтетические Остальное (31

Хотя указвнная смазка обладает высокими техническими характеристиками, однако 25 она не обеспечивает необходимого моторе=урса машин. Отчасти это вызвано тем, что при высоких скоростях, с которыми работают современные электрические машины, пластичная смазка сбрасывается с тел качения и сепараторов подшипников центробежными силами, резко ухудшая условия их экс плуатации.

Белью изобретения является увеличение работоспособности консистентной смазки для узлов трения электрических машин в условиях высоких скоростей.

Для этого предлагается смазка на основе нефтяного или синтетического масла, мыль ного загустителя и наполнителя, дополнительно содержашая высокодисперсный ферромагнитный материал, Предлагаемая смазка имеет следуюший состав (в вес.Ъ):

Мыльный загуститель 1 0-18

Н ап олни тель 4-10

Высок одисперсный фер р ом агни тный материал

877221

Таблица 1

Мыльный загуститель

Наполнитель

Ферр омагне тик

До 100

До 100

Масла

Qo 100

2-3

24

Остальное до 1009- .

Масла минеральные

Масло минеральнге или синтетическое До 100

Наличие в предлагаемой смазке магнизо ных частиц коллоидных размеров (80100 А, увеличивает устойчивость режима граничного трения, обусловливающвго увеличение моторе сурса машин, так как частицы малых размеров накапливаются Во впадинах шероховатой поверхности и твм самым оказывают действие, аналогичное увеличению класса 1р чистоты поверхности. Несмотря на то, что смазка в целом иенамагннчена (в отсутствие магнитного aomt), ее отдельные частицы представляют собой микроскопические постоян» ные магниты, способные притягиваться к по- ц верхности стали н налипать на нее,,увеличивая толщину граничного-слоя смазки, ев прочность, а следовательно, и устойчивость

» режима граничного трения.

Прн работе подшипника иа его беговой gg дорожке остается тонкая смазываюшая пленка, что сводит к минимуму гидродинамический эффект смазки. B связи с этим особенно важным является наличие в смазке магнит ных частицу каждая иэ которых имеет свой ад» у сорбционнь-сольватный слой, что в итоге

Проведены сравнительные испытания предлагаемых и известной смазок. Резуш таты испытаний представлены в табл. 2.

В качестве загустителей смаэок используют литиевые мыла натуральных или син- кО тетических жирных кислот, в качестве наЛитиевое мыло стеариновой кислоты

Наполиители (дисульфид молибдена, дифе нилами н)

Коллоидный магнетит приводит к увеличению толщины смаэывающего слоя по крайней меру на величину диаметра частиц (100 А) и тем самым увеличивает гидродинамический эффект. Наличие в подшипннковых узлах токов Фуко приводит к торможению магнитных частиц, увеличивая сопротивление выдавливанию, или несущую способность смазки.

Смазку получают путем смешивания компонентов. Готовую композицию заправляют

Ь узлы трения вручную или любым инструментом.

К оллоидный магнетит получают химической конденсацией из водных растворов сернОкислого и хлорного железа, осаждая щелочью, а затем стабилизируют поверхностно-azrBBным веществом (например, олеиновой кислотой). Использование в качестве ферромагнитного материала коллоидного магнетита обусловлено как его высокой дисперсностью, что исключает наличие абразивного действия, простотой технологии его получении, так н его высокой коллондной,. стабильностью.

В качестве примеров приготовлены и ис- пытаны три смазочные композиции, состав которых приведен в табл. 1. полнителей - окислы цинка, алюминия, свин ца, дисульфид молибдена, графит, пентаэритрит и другие.

Для испытания приготовлены следующие рецептуры смазок (в %):

ВНИИИП-242 Композиция 1

577221

Масло минеральное

До 100%.

20,8 18

Литиевые мыла СЖК

Остальнее до 100%.

Литиевые мыла СЖК фракпиЙ С 17 20 рипинолевой, иафтеновых, кислот

Наполнители (окислы ашомнния, свинца, пинка, графит) Коллоидный магнетит

Кап олнители (Окислы &JBoMRHBH пинка, пентаеритрит) Коллоидный магнетит

Масло синтетическое

ЭШ 17В K a mm ф

577221 (О

J о

Л

Ю о о"

e . о

Щ о

6) (ч

Л в

Q о

"o о

О Q л

Я л

Q

СО

1 о о о о

8 о

Ф И

a) " а л сО сО

t о о

Ь

Б

zo

„о

Uo

Г» о о о

С а>

Г» о о

I о о о

Ol СМ

Ю о о о о о Ф о о о л

I о (1)

1 о

Б о

<о ое о е л щ ) l

tQ

1 о

СЧ о" х

Е и р

X яф

Ж

Х С„ о л

I о

Щ

1 о

1 е

СМ

0 о о

Л л о о о ( о (0

М

I ф а о

2 и и и

СЯ о и Щ

g g а

1 а

Э (p

Е ч а к

Ф

v оо а

3 ф

3 ц 8

ikey ф

Ц

3

Я о

5

Ф а и ф

Щ щ е

/е о а

М а $3

Мo 3

3 и

Я

Р

4(877221

9 10

Преп;нагаемые рецептуры смаэок oth yior или синтетического масла, мыльного scnyeвысокими физико-химическими показателями, тителя и наполннтеля, о т л и ч а ю щ а яотличной адгезией к металлическим поверх с я тем, что, с целью обеспечения рабата настям, образуют на них прочную износа . способности смазки в условиях высоких устойчивую смазочную ItJIBHKó, которая не сбра. . 5 скоростей, смазка дополнительно содержит сывается и не вымывается, способствует высокодисперсный ферромагнитный материал уменьшению износа металлических новерхнос при следуюшем содержаний. компонентов, sec.%1, тей, надежно их разде жет, предотвращая Мыльный зегус титель 10-18 сваривание, и тем еамым обеспечивает высо заполнитель 4-10

Фзй моторесурс электрических машин. Иэ таблиц Высокоднсперсный цй" Следует, чта 6сновнйе свойства cM&eoK ферромагнитный модифицированных присадкой магнетика, материал 824 улучшаются: повышается предел прочности, Иефтянаэ йли син значительно улучшается коллоидная стабиль «ае масла До .100. ность, прочность смазочной пленки и.рабата ц

Источники информации apsw sî вни

Кроме того, эти смазки обеспечивают мание прн экспер изе нормальную работу оборудования при вчсо% 1. Авторское свидетельство CCCP еКех темпеРатУР 4 >eK®e пРи М 36286 кл. С10 М 8/14 1970. циклической) вож ействии . 2. Авторское свидетельство СССР ф о р м у л а и з о б р е т е н и, й. М 298640, кл. С 10 М 3/20, 1969.

Пластичная смазка для подшипников 3. Авторское свидетельство СССР электрических машин на основе нефтяногб 34 301082, хл, t 10 М 8/14, 196@, Составитель В. Пономарева

Редактор Н. Джарагетти Техред H. Вабурка Корректор:С. Пат ушв

Заказ 3541/20 Тираж 651 Подписи м

ЦНИИПИ Государственного комитета С<вета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113038, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S

4 манал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4