Гаситель крутильныйх колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено03.06.76 (21) 2368069/25-28 с присоединением заявки №(23) Г1риоритет (43) Опубликовано25.10 77 Бюллетень № 39 (4б) Дата опубликования описания 28.10.77 (11) 577 333 (51) М. Кл.
F 16 е- 15/10
Государственный комитет
Совета Министров СССР
fl0 делам нзааретений н открытий (53) УДК 621-576.2 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В. С. Кошман и А, A. Петров (71) Заявитель (54) ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний.
Известны гасители крутильных колебаний вала, например, для двигателя внутреннего сгорания,. содержащие фрикционные элементы, один из которых установлен на валу свободно, а другой-жестко f1), Однако такие гасители обеспечивают зашиту вала двигателя только на одной резо- тв нансной зоне частот.
Известен также гаситель крутильных колебаний, содержащий ведущий и ведомый фрикционные элементы, один из которых установлен на валу свободно и имеет профиль- 1а ную поверхность, а другой- жестко, и центробежный механизм, жестко закрепленный на ведущем фрикпионном элементе и взаимодействующий с профильной поверхностью ведомого элемента (2). 20
Недостатком данного гасителя является относительная сложность конструкции и необходимость проведения регулировок центробежного механизма в процессе эксплуатации. 25
Йля упрощения конструкции гасителя центробежный механизм выполнен в виде кольцевой камеры- из эластично»упругого материала, частично заполненной жидкостьк.
На чертеже изображен предлагаемый гаситель крутильных колебаний, общий вид.
Гаситель содержит ведущий 1 и ведом лй
2 фрикционные элементы, один из которых установлен на валу 3 свободно, а другой— жестко, и центробежный механизм 4, жестко закрепленный на ведущем фрикционном элементе и выполненный в виде кольцевой камеры из эластично-упругого материала, частично заполненной жидкостью.
При отсутствии вращения вала 3 центробежный механизм 4 взаимодействует с профильной поверхностью ведомого элемента, В этот момент ведущий и ведомый элементы связаны между собой за счет сил упругости кольцевой камеры центробежного механизма.
При вращении вала под действием центр бежных сил жидкость в кольцевой камере центробежного механизма распре делиетси равномерно по внутренней поверхности боль57 7 33;(Составитель О, Жулина
Техред С. Беда Корректор С. l) leKMap
Редактор Т. Н!агова
Заказ 3661/26,Тираж 1154 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров. СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., n. 4/5
Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул, Проектная, 4
3 щего диаметра кольцевой камеры, заставляя ее расходиться, выходя при достижении соответствующего числа оборотов вала иэ зацепления с профильной поверхностью ведомого фрикционного элемента. Это приводит к уменьшению момента инерции гасителя и повышению частоты его собственных колебаний, а резонанс при рассматриваемых числах оборотов перемешается на более высокие обороты. При дальнейшем увеличении скорости вращения вала кольцевая камере центробежного механизма разворачивается от,оси вала, и минимальный момент инерции остается до тех пор, пока кольцевая камера центробежного механизма не войдет в зацепление с профильной поверхностью ведомого фрикционного элемента. При этом момент инерции вновь увели п вается, и резонанс возвращается на более низкие числа оборотов, 2(Использование центробежного механизма в виде кольцевой камеры из эластично-упругого материала, частично заполненной жидкостью, позволяет существенно упростить конструкцию гасителя и исключает необхо4 димость настройки и регулировки его в прсъцессе эксплуатации.
Формула изобретения
Гаситель крутильных колебаний, содержащий ведущий и ведомый фрикционные елементы, один из которых установлен на валу свободно и имеет прсфильную поверхность, а другой- жестко, и центробежный механизм, жестко закрепленный на ведущем фрикционном элементе и взаимодействующий с профильной поверхностью ведомого элемента, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции, . центробежный механизм выполнен в виде кольцевой камерьi иэ эластично-упругого материала, частично заполненной жидкостью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Анохин В. И. "Отечественные автомобили, М., Машиностроение, 1964, с. 382-383, фиг. 253, 2, Авторское свидетельство СССР
N:315835, кл. V. 16 F 15/10, 1969.