Линия электропередачи сверхвысокого напряжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИ(;АНИ1-

ИЗОЬРI ТЕНИН

Союз Советскнк

Социалисти1}есии}}

Республик

-Фф ъ т(AO) ()fчт((.)му (шИт: т Гльт...rph (с1 Il ° !i! !1!!!EХ- !! !i*i i. !(!i r }!11 i (. . (A3), та .i }! i!i!i! (1}У 3 э1: =: 1!

Ii и«е}11!!}1 }!!1! ",! .;! !!.!. ° Igo (р т) ) ). (И ) Litl) 6ii}iilj}ВНН" ... j :, ktIOЛЯ - ! i!i .Щ ()5) )1а! }! 111! у &514 N j>iiil ji}t}l i!i!i liiи . ! 1 (}}цдци1}т}}}}н3 т}}н}}ти

Витт NII}lnIPI)> И}}} п}т ДВлза I}3!}IIp9II}II!!I(lI ат}}рытн(( (63) УДЫ 021еЗ,О 1,,,088,8) (72) Лвторьт изобретении

1 1 Ij i..--!, Ордена Октя61 ь QA Рево.;ю ти;:, —, ei !ю ны,-; Ос !дарственный

lIpoeKòíÎ изы1. !< сГ1 ель .е! Й и научно li j. О1!едое аз !=лье еий институт энергетических систем и 3!}ект1ии l:с«их сетей Энергосе T ь!!роект Т »Pl) Заявитель (54 ) ЛИНИЯ ЭХ}ЕК 1 Ро(}ВР!.,ЛА 4}! ВЕРХВЬ}}СО}ОРО

HAIIPЛЖЕЦИЯ

Изобретение относится « Области электротехники, в частности к электрическим сетям сверхвысокого напряжения.

Известны линии электропередачи сверхвысокого напряжения с автотрансформаторами, регулирование напряжения которых происходит под нагрузкой }.1) . Это регулирование необходимо как для повышения статической устойчивости нормальных режимов путем увеличения коэффициентов трансформации, так и для снижения внутренних перенапряжений при плановых включениях и отключениях линии путем .заблаговременного снижения .коэффйциентов трансформации автотрансформаторов.

Недостаток такой линии электропередачи †. низкое.,быстродействие (переключение ÈB крайнего в среднее положение длится несколько десятков секунд), что не пбзволяет использовать ее для повышения устойчивости при аварийном режиме и на первом этапе послеаварийных режимов, а также для снижения внутренних перенапряжений при аварийных коммутациях, которые длятся всего несколько секунд.

В связи с этим разработана линия электропередачи с трансформаторами, у «Оторых « высо«овольтной обмотке, присоеднне}!ИОЙ к линии через ИОрмаль

НО замкнутый выключатель, шунтирован«ый ис!.ровыл! промежутком, присоединена дополнительная обмотка, подключен-!

}ая также к линии! но через нормально разол!«Иутый выключатель, шунтирован" ный искровым промежутком. Для и!Овьныения динами«-еской устойчивости выключателями производится отключение основн Ой BE io o K o B oTI I- T EE o A О б мО т к и o T Jl H H H H и подключение дополнительной обмотки к линии, что увеличивает коэффициент трансформации(21 .

Однако. такая линия электропередачи недостаточно эффективна, так как высоковольтная обмотка трансформатора вместе с дополнительной должны выполняться на более высокий класс напряжения, чем сама линия электропередачи (например для линий электропередачи 1150 кВ должен выполняться aBToTpaHc<(iopvaTop 1400-1500 кВ), что приведет к резкому увеличению его стоимости и снижению рабочей моцности по условию транспортного габарита, а для предельных классов напря жений„ в частности 1150 кВ, где они наиболее необходимы, — к невозможности практического выполнения. При этом

577605 наиболее дорогостоящая дополнительная обмотка не используется в нормальных режимах.

Цель изобретения — повышение эффеКтивности линии.

Это достигается благодаря тому, что в линии электропередачи сверхвысокого напряжения с присоединенными к ней автотрансформаторами и цепями с выключателями, шунтирующими части обмоток этих автотрансформаторов, цепь с выключателем включена между выводом обмотки каждой фазы, расположенным между выводом обмотки среднего напряжения и выводом нейтрали, соответствующей обмотки, и точкой заземления ее нейтрали, и в эту цепь со стороны нейтрали дополнительно включено токоограничивающее активно . индуктивное сопротивление, а в цепь заземления каждбй фазы автотрансформатора введен дополнительный выключатель.

На чертеже изображена предложенная линия электропередачи.

ЯВ

Линия 1 электропередачи присоединена по концам и выводам 2 высокого напряжения автотрансформаторов 3, а между выводами 4 среднего напряжения и выводами 5 нейтралей автотрансформаторов 3 от обмоток выполнены дополнительные выводы 6, которые через выключатели 7 и активно-индуктивные сопротивления 8 присоединены к точке заземления вывсдов 9 нейтралей авто- 35 трансформаторов 3, к которой выводы 5 нейтралей автотрансформаторов 3 присоединены через выключатели 10.

Работает линия электропередачи следующим образом. 40

Если автотрансформатор 3 рассчитан на работу с нормально разомкнутым выключателем 7 и нормально замкнутым выключателем 10, то для быстрого изменения коэффициента трансформации автотрансформаторов 3, например для повышения устойчивости, замыкают. выключатель 7, закорачивая тем самым дополнительный вывод 6 на точку заземления вывода 9 нейтрали через активно-индуктивчое сойротивление 8, которое ограничивает переходной ток замыкания и отключает выключатель 10, в результате чего ток замыкания прекращает течь через шунтированную часть обмотки. между дополнительным выводом 6 и выводом 5 нейтрали. При этом меняется соотношение намагничивающих

ЭДС между выводами 2 и 9, а также выводами 4 и 9, вследствие чего изме- О няется коэффициент трансформации автотрансформатора 3 и напряжение на линии l. Если автотрансформатор 3 рассчитан на работу с нормально замкнутым выключателем 7 и нормально разом- 65 кнутым выключателем 10, то для быстрого изменения коэффициента грансформации автотрансформаторов 3, например для снижения перенапряжениЙ, замыкают выключатель 10, сопротивление 8 ограничивает переходной ток при замыкании выключателя 10. Затем отключают выключатель 7, при этом меняется coo7— ношение намагничивающих ЗДС между выводами 2 и 9, а также выводами 4 н вследствие чего изменяется коэффицн— ент трансформации автотрансформатора 3 и напряжение на линии 1.

Для обеспечения снижения йеренапряжений при коммутации линии дополнительный вывод выполнен в месте соединения основной и регулировочной обмоток или в точке подключения вольтодобавочного трансформатора, если необходимо .регулирование напряжения под нагрузкой, включенное со стороны нейтрали автотрансформаторов. Такое выполнение линии электропередачи позволяет достаточно быстро менять коэффициент трансформации автотрансформаторов по ее концам, благодаря чему повышается ее динамическая устойчивость в аварийных режимах и статическая устойчивость послеаварийных режимов, а также снижаются внутренние перенапряжения.

Эффективность изобретения обусловлена быстрым изменением коэффициента трансформации автотрансформаторов, что позволяет повышать устойчивость или снижать перенапряжение, или то и другое одновременно. Изобретение может найти применение прежде всего на линиях электропередачи 750-1150 кВ.

Оно может применяться также при замене автотрансформаторов трансформаторами. формула изобретения

Пиния электропередачи сверхвысокого напряжения, содержащая присоединенные к ней автотрансформаторы и цепи с выключателями, шунтирующими части обмоток этих автотрансформаторов, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности, цепь с выключателем включена между выводом обмотки каждой фазы, расположенным между выводом обмотки среднего напряжения и выводом нейтрали соответствующей обмотки, и точкой заземления ее нейтрали, и в эту цепь со стороны нейтрали дополнительно включено токоограничивающее активно-индуктивное сопротивление, а н цепь заземления каждой фазы автотрансформатора введен дополнительный выключатель.

577605

Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе;

l. Линии электропередачи 750 t

Сб. статей нод ред. Некрасова А.M. u

Рокотяна < .t ., кн. 2, Энргия, )975, с. 116-1)9.

2. Авторское свидетельство О CP

Р 399963, кл. 1 0> 7 18>

Составитель Л, Дементьева

Редактор Т. Загребельная 1 ехред Н,Бабурка Корректо А. Кравченко

Чакаэ 4)Ч4/40 Тираж 917 Подписное

11НИИПИ Г<>сударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, ) — 35 Раушская наб. д, 4(5

Филиал tltltt Патент, г . Ужгород,, ул, Проектная, 4