Способ и устройство для изучения зазоров в движущихся частях машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СССР

М 57772

Класс 42 h, 37

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано и Бюро изобретений Госплана при СНК СССР

А. П. Иванов.

Способ и устройство для изучения зазоров в движущихся частях машин.

Заявлено 21 октября 1938 года в НКСМаш за № 191:18, с присоединениегя заявки от 5 февраля 1939 года за М 21555.

Опубликовано 31 августа 1940 года.

Для измерения :зазоров в сочленениях звеньев движущихся механизмов с успехом может быть применен ) стробоскопический метод, основанный ) на совокупном применен|ни стро боско-, па и. оптической системы, имеющей, отсчетный механизм.

Согласно изобретению, стробоскопи- ческое устройство может быть использовано для изучения зазоров и в

1 непроницаемых для света частях машин путем сочетания его с источником рентгеновских лучей.

При этом,, для увелич)ения четкости получаемого изображения изучаемого зазора, ориен1ированного B некоторой определенной плоскости сечения исследуемого механизма, согласно изобретению, применяется основанное на принципе действ)ия томографа устройство, состоящее из подвижной по дугообразной направляющей каретки, несущей рентгеновскую трубку н связанной при помощи поворотного на шарнире рычага с поворотным экраном, на котором получается изображение.

На чертеже фиг. 1 показывает принципиальную схему, фиг. 2 в устройство для получения изображения любой желаемой плоскости исследуемого объекта, в которой расположен изучаемый зазор.

Исходящий от рентгеновской трубки пучок лучей, вырезанный диафрагмой 1 — 1, проходит через отверстие 2 в непроницаемом для рентгеновских лучей свинцовом барабане или диске о.

Последний вращается на оси 4, связанной с электродв)игателем 6 через регулируемый фрикционный редуктор или непосредственно. Исследуемый объект, например диск 7 со щелью 8, приводимый во вращение своим электродвигателем, помещается в закрытом кожухе 9, позади которого на пу.ти лучей помещен покрытый флуорес цирующим составом экран 10. При помощи реостата 5 и регулируемого редуктора число оборотов барабана илн диска 3 доводится до полной синхронности его вращения с вращением исследуемого диска 7. Вследствие этого, прошедшие через отверстие 2 барабана 8 и проникшие через стенки кожуха 9 рентгеновские лучи дают на экране 10 флуоресцирующее неподвижное изображение исследуемой щели о диска 7.

Так как, однако, пучок рентгенозсйих лучей, исходящий от каждой точки катода трубки, проходя через телобарабана 3 и диска 7, падает на слои, расположенные ai различных плоскостях, перпендикулярных к пучку рентгеновских лучей, и затем дает на экране изображение в аиде теней, падающих на плосиость, то в результате изображение получается нечетким, расплывчатым.

Во избежание этого, согласно изобретению, прибор для осуществления предлагаемого способа основан на при нципе томографа, позволяющего получать четкое изображение точек, лежащих в какой-либо одной желаемой плоскости на фоне расплывчатого изображения точек, относящихся к другим плоскостям, параллельным выбран,ной.

Для этого рентге|новская трубка 15 (фиг, 2) не укреплена неподвижно, а помещается на тележке 11, могущей двигаться s одну и другую сторону по дугообразной направляющей 13, Тележка 11 связана рычагом 12 с рамой экрана 16, которая в свою очередь при помощи тяг 17 шарнирно связана с неподвижной параллельной экрану рамой 18, несущей а себе точку вращения 14 рычага 12, Таким образом, экран 16 при перемещениях рентгеновской трубки 15 в одну или другую сторону остается всегда на одном и том же расстоянии от нее и параллельным неподвижной раме 18. Под рамой 18 устанавливается исследуемый объект, например поршневой двигатель, помещаемый таким образом, чтобы плоскость, рамы 18 проходила через подлежащий измерению зазор или изучаемое место.

На пути рентгеновских лучей помещается вращающийся диск 3 с окош ком 2, приводимый во вращение электродвигателем 6, число оборотов которого реостатом 5 доводится дополной синхронности с числом оборотов исследуемого двигателя, При прохождении пучка лучей чеI рез окошко 2 на экране получается изображение как слоя, лежащего в

; плоскости рамы 18, так и ряда пре-дыдущих и следующих слоев, параллельных ему, дающих в общем размытую картину. Если, однако, дви-гать тележку 11 с трубкой 15, то рентгеновские лучи, за время прохождения через окошко 2 при . совпадении движения окошка и пучка лучей будут пересекать по существу одни и те же точки, лежащие в плоскости рамы 18, но каждый раз другие точки параллельных ей плоскостей. Вследствие этого на экране получается четкое изображение 8 сечения двигателя плоскостью рамы 18 на фоне размытого изображения остальных. параллельных ей плоскостей.

Предмет изобретения.

1. Способ изучения зазоров в движущихся частях машин с использованием стробоскопического устройства,. отличающийся тем, что., с целью изучения зазоров is непроницаемых для обычного света частях машин, применяют рентгеновские лучи, 2. Устройство для осуществления способа по .п. 1, отличающееся применением подвижной по направляющей

13 каретки 11, несущей рентгеновскую трубку и связанной при помощи поворотного на шарнире 14 рычага 12, управляющего поворотом флуоресцирующего экрана 16 с целью получения изображений любых сечений изучаемого объекта.

И авторскому свидетельству Л. П. Иванова

М 57772

Госпланиздат

М 28338

Отв. редантор П. В. Никитин Техред А. О. Хрош

Тип. «Печатный Двор», зак. Ке 519/33 — 525