Выхлопное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

- сЕСОДР ядр|

-V3g 4

О П И С А f И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскнх

Соцналнстннесннх

Республнк

К fIATEHTV (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 30.08.72 (2l) 1822866/24-6 (23) Приоритет - (32) 10.09.71 (3| ) 28446 (ЗЗ) Италия (51) М. Кл.в

Р 01 М 3/08

ГосударственхыЯ хвметет

Савата Иаиестреа СССР ев демам вевбрвтеее н етхрмтха (43) ОпУбликовано 25,1077,Бюллетень ¹ 39 (53) уДК 621.43. .06 (088,8) (45) Дата опубликования описания 27.10.77

Иностр анды

Вирджилио Арригонн, Бруно Гавтани,,0жанфранко Марчеси

g Джанфранко Банони (Италиа) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Иностранная фирма

«Снам Прогвтти C,ï.А« (Италия) (64) ВЪ|ХЛОПКОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к .области двигателестроения, а именно к выхлопным устройствам двигателей внутреннего сгорания.

Известны. выхлопные устройства, содержал|ив глушитвльь с каталитическим нвйтрализатором и обходной клапан, связанный через исполнительный механизм е датчиком рабочего параметра двигатели внутреннего сгорання j

Основным пваостатйом сущвствуюших сис- 1а твм нвпяется-:ждестатаФнвя ч очность! регули- рования в них-пропеоса .нбйевтализапии, следствием "чего ивлается,.быстрою старение каталитического нейтрализатора..

Белью: изобретения, явлнехдн. повышение а срока службы нейтрал@затора., Это достигается . Гем ° . ч TQ исполмитвльный механизм связан через схему ИЛИ с датчиками температуры нейтрализатора, числа оборотов и степени открытии дроссельной зас-, щ конки.

На фяг. 1 дана блок-схема обхода каталитического глушителя 1 через электрический клапан 2, управляемый автоматически электромеханическим управляюшим устрой- 2а

2 твом 3; на фиг. 2 - схема управляющего лектромеханического устройства.

Автоматическое управляющее устройстве

3 содержит три входных каскада, реагирую» ших на скорость транспортного средства или число оборотов двигателя, иа степень откреатиа дроссельной заслонки и на температуру катализатора в каталитическом глушителе 1 соотввтственно, и выходной ке:кад, sa иотерый подаютса логические сигналы,приходя шие с назваНиых входных каскадов,и который управляет обходным клапаном 2.

Входной каскад, реагируюший на скорость транспортного средства или число оборотов двигатели, содержит датчик 4 числа оборотов двигателя, который вырабатывает наттре» женив, пропорционально скорости двищенин ипи чиеиу..-обер И@в, причем это напряжение сравнивается и узле сравнения 5 с опорочим напряжением,,стшмавмым c потенпиометра 6.

Развила,мещан(тсвума названными напряжениями управляет дискриминатором 7 уровня скорости, выход которого соедйнен с ключе вой схемой ИЛИ 8 выходного каскада. B этотт случае se выходе дискриминатора 7

5780 17 сигНал открытия кпапана появится только в том спучае, когда пепряженне, вырабатываемое датчиком 4, выше, чем значение напряжения> снимаемого с потенциометре 6, т.е. когда cKopocTb ипи чиспо о6ороТоВ двигатепя превышают заранее заданное значение.

Входной каскад, реагирующий не степень откр@тия дроссепя, содержит дискриминатор

9а уровня, на вход!которого подеется разница между напряжением сигнала с датчика

10 попожения дроссельной заслонки, получаемым, например, посредством потенциометра, движок которого соединен с дроссепьной васпонкой, и опорным напряжением, сии ..: -мь м с потенциометра 11.

На выходе дискриминатора 9 можно попучить сигняп топько в том спучае когда назван21и разница явпяется попожи 1 епьной т.е. когда степень открытия дроссепя больше устяновпенного опорного значения. Одна- (,"ко вь".:Одной сигнап этого дискриминатора времен:;То подаетс" на схему задержки 12, вырабетывеюшую импульс через определен ный промежуток времени, и на схему типа

И 13, на которуro акже подается и импупьс125 задержки,. Выход схемы И вызывает срабатывание накоцитепя 14, выход которого непосредственно соединен с кпючевой схемой

ИЛИ 8 выходного каскада. В этом случае накойитепь 14 выдаст сигнап открытия кпа- 3О пена в выходной каскад не тогда, когда на выходе дискриминатора 9 присутствует сит нал, т.е. когда степень открытия дроссепя превышает опредепешцай уровень, но только тогда, когда ц>оссепЬ открыт больше этого уровня B течение времени, соответствующего по крайней мере времени замедления схемы задержки 12. Действительно, ключевая схема И 13 открывается и возбуждает накопитепь 14- только в том случае, когда не 4(} его выходе присутствуют оба сигнала, и поэтому, еспи даже имеетс.я выходной сигнал дискриминатора 9, но его дпитепьность меньше той, которая требуется для генерации импульса схемой задержки 12, схема И 13 не откроется, В этом спучае можно воспре» пятствовать открытко обходного клапане 2 в случае попного разгона, имеющего мапук продопжитепьность, например разгона при смене передач (городское движение ) . 50

Напичие накопитепя 14 необходимо еще и потому, что выходной сигнап схемы И 13 является кратковременным импульсом, в То время, как сигнал открытия кпапана должен присутствовать все время, пока степень от- 55 крытия дроссепя превышает установленный уровень., Накопитель 14, содержащий последоватепьно вкпюче. пые триггеры или схемы

НЕТ., предназначен для запоминания и преобразования входного импульса в непрерыв- 60 ный выходной сигнал и поддержании этого сигняпа все время, пока имеется сигнал иa выходе дискриминаторе 9. Когда этот поспешшй сигнеп прекращается, так как степень открытия дроссепя степа меньше заданного уровня, накопитепь 14 устаневпивается на нуль тем же самым выходным сит налом дискриминатора 9, инвертированным инвертором 15.

Третий входной каскад, реагирующий на температуру катализатора в катапитическом глушителе 1, содержит термоэпемент 16, напряжение которого, пропорциональное температуре, усиливается операционным усилигелем 17. Выходной сигнал с усипитепя дифференцируется посредством дифференцирующей

RC цепи, содержащей резистор 18 и конденсатор 19, и затем сравнивается в узле сравнения 20 с опорным сигнапом, устанавливаемым потенциометром 21 и соответствующим предельной разрушающей температуре Т

Irrarr

Полученный разностный сигнал подается на дискриминатор 22 уровня, выход которого соединен с незванной кпючевой схемой ИЛИ выходного каскада. В этом случае в узле сравнения 20 имеется сигнал, который является суммой сигнала,.пропорционального температуре, и его производной во времени, и поэтому дискриминатор 22 .вырабатывает выходной сигнал открытия клапана не тогда, когда температура KBTапизатсра достигнет значения T „,а когда это значение будет достигнуто названным суммарным сигналом.

Поэтому дискриминатор 22 освобождает О ходной клапан 2 до достижения температуры

T „, С другой стороны, сигнал с термоэжмента 16, усиленный операционным усилителем 17, сравнивается также в узле сравнения 23 с опорным сигналом, полученным с потенциометра 24, пропорциональным определенной текущей температуре Те, превышение которой, хотя и не разрушает катализатор, но значитепьно укорачивает срок его службы.

Сигнал превышения температуры, полученный в узпе сравнения 23, подается одновременно на контакт реле 25 и на вход дискриминатора 26 среднего уровня, выходной сит нап которого, возбуждая вышеупомянутое репе, включает тот же самый сигнал не выходе интегратора 27, который интегрируя эгот сигнал превышения температуры, тратит время, пропорциональное величине этого сигне ла, дпя достижения интегрального пороговс

ro уровня Т>, задаваемого потенциометром

28. Лостижение ингегрепьного порогового уровня Т, означающее, что превышение температуры над эксппуатационным значением продолжается определенный период времени и поэтому является опасным дпя катали578017 затора каталитического глушителя, определяется дискриминатором 29 уровня, которыЯ вызывает срабатывание накопителя 30, выход которого соединен с ключевой схемой

ИЛИ 8 выходного каскада.

Накопитель 30 аналогичен упоминавше.муся накопителю 14, имеет те же функции и, как последний, приводится к нушо выходным сигналом дискриминатора 26, инвертированным инвертором 31, 10

Посредством этой последней части схемы устройства представляется возможнЫм подать на выходной каскад сигнал открытия клапана каждый раз, когда температура катализатора превышает определенное крити- 1к ческое значение 7>, длительность которой опасная для катализатора, позволяет на выходе интегратора 27 достичь интегрального порогового значения Т .

Потенциометр 35 служит для калибровки;0 операционного усилителя 17, И, наконец, выходной каскад устройства в соответствии с изобретением содержит уже упоминавшуюся ключевую схему ИЛИ 8, на

;которую подаются логические сигналы откры- б тия клапана от входных каскадов, и выход которой возбуждает реле времени 32, способные генерировать импульсы заданной продолжительности. Эти импульсы подаются вместе с выходным сигналом ключевой схемы ИЛИ 30

8 на вход другой ключевой схемы ИЛИ ЗЗ, выход которой непосредственно через канал

34 управляет обходным электрическим клапаном 2.

В этом случае обходной клапан 2 остается ся открытым не только тогда, когда имеется: один логический ситчмл на входе ключевой схемы ИЛИ 8, не и остается открытым, даже если названный логический сигнал

40 прекратятся, например иэ-эа колебаний сигнала около граничных значений включения. действительно, реле времени 32, возбудившись, продолжает вырабатывать сигнал открытия клапана в течение всего предопределенного периода времени. Потепциометр 35 служит щадя калибровки операционного усилителя 17.

Формула изобретения

1. Выхлопное устройство, содержащее глушитель с каталитическим нейтрализатором и обходной клапан, связанный через исполнительный механизм с датчиком рабочего параметра двигателя внутреннего сгорания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения срока службы нейтрализатора, исполнительный механизм связан через схему

ИЛИ с датчиками температуры нейтрализатора, числа оборотов и степени открытия дроссельной заслонки.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю— ш е е с я тем, что датчик степени открытия дроссельной заслонки связан с входом схемы

ИЛИ через логический элемент И и накопитель, а один из входов элемента И связан с датчиком через реле времени.

3. Устройство по пп.1 и 2, о т л и аю m е е с я тем, что датчик температуры связан с одним из входов схемы ИЛИ через дифференпируюшую, а с другим входом — через интегрирующую пепи.

4. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что схема ИЛИ состоит из двух логических элементов ИЛИ, выход одного иэ которых непосредственно, а также через реле времени связан с входом другого.

578017

Составитель В. Магнуиювский

Редактор Н. Хпудовф Танкред И. Гоксич Корректс ор П. Макаревич

Заказ 3256/55 Тираж 682 Подписное

ЦНИИПИ Государствещюго комитета Совета Министрсв СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, уп, Проектная, 4