Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О и и с А н и е (tt) 578204 изоьеитиния к ABTopcRQMY свидетельствь

Се(ее QOIITo_#_i(X

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.01.75 (21) 2097308/27-11 (51) М. Кл. В 60К 41/00

F 16Н 5/64 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.10.77. Бюллетень № 40 (45) Дата опубликования описания 31.10.77

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытий (») УДК 629.113-585-52 (088.8) (72) Авторы изобретения В. И. Соколовский и 1О. С. Шурлапов (71) Заявитель Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А, Лихачева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ФРИКЦИОННЪ|МИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортной техники.

Известны устройства для автоматического управления фрпкционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащие в качестве датчика скорости трубку Пито и кожух с рабочей жидкостью, установленный на одном из вращающихся элементов трансмиссии соосно ему (1).

Однако в известных устройствах не предусмотрена возможность изменения программ переключения передач при движении машины в различных дорожных условиях, так как характеристика используемого в них датчика скорость постоянна.

Известно также устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их гидравлические цилиндры по заданным программам с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу давления от датчика нагрузки двигателя и датчика скорости транспортного средства, состоящего из трубки Пито и кожуха с рабочей жидкостью, установленного на одном из вращающихся элементов соосно ему, и селектор режимов переключения ступеней.

В этом устройстве для изменения программ переключения ступеней прп движении транспортного средства в различных дорожных условиях (например, по шоссе плп по бездорожью) предусмотрен силовой элемент, воздейству)ощий на золотник датчика нагрузки двигателя и управляемый посредством селектора.

Однако настройка переключения программ

10 переключения в зависимости от дорожных условий целиком зависит от характеристики пружины, взаимодействующей с силовым элементом, соблюдение необходимой точности которой, особенно в условиях массового

15 производства, затруднено. Практически это приводит к погрешности при переключении передач, особенно понижающих, что ухудшает тягово-экономические качества транспортного средства.

20 Цель изобретения — повышение точности получения заданных программ переключения передач в зависимости от дорожных условий, а также упрощснпе конструкции и тсхнолопш изготовления.

25 Это достигается тем, что трубка Пито установлена с возможностью перемсщснпя ее входного конца относительно оси вращения с помощью указанного селектора.

Кроме того, трубка Пито выполнена пово30 ротной в радиальной плоскости кожуха Отно578204

30

65 сительно неподвижной оси, смещенной относительно оси вращения кожуха, а селектор режимов переключения ступеней состоит нз поворотного рычага, прикрепленного к трубке Пито, фиксатора рычага и соединительных тяг, связанных с органом управления, расположенным, например, в кабине водителя.

На фиг. 1 дана принципиальная схема устройства; на фиг. 2 разрез по А — Л на фиг. 1.

Устройство содержит клапан 1 переключения фрикционного элемента 2 коробки передач, соединенный с гидравлическими цилиндрами этого элемента каналами 3 и 4, а также с источником 5 рабочей жидкости и сливом 6. Клапан 1 содержит поршень 7, расположенный в полости 8, и поршень 9, расположенный в полости 10. Поршни 7 и 9 имеют разные активные площади. Кроме того, клапан 1 содержит поршень 11, размещенный в полости 12. Между поршнями 9 и 11 установлен золотник 13.

Полость 12 соединена с датчиком 14 скорости, содержащим трубку Пито 15 и кожух 16 с рабочей жидкостью, расположенный соосно одному из валов 17 трансмиссии и связанный с ним. Трубка Пито 15 сообщается с полостью 12 каналом 18, а ее входной конец 19 размещен в рабочей жидкости, заполняющей кожух 16. Трубка Пито 15 расположена на валу 20, на неподвижной опоре 21 вращения, центр которой смещен относительно вала 17.

Вал 20 соединен с селектором 22 программ переключенпя ступеней, имеющим поворотный рычаг 23 с фиксатором 24, фиксирующим рычаг 23, например, в двух положениях

I u II (см. фиг. 2) Рычаг 23 соединен тягами

25 с органом 26 управления, расположенным, например, в кабине водителя.

Полость 8, а через канал 27 также и полость 10 сообщаются через канал 28 с выходной полостью 29 датчика 30 нагрузки двигателя, входная полость 31 которого каналом

32 соединена с источником 5 рабочей жидкости. Этот датчик содержит подпружиненный золотник 33, пружина 34 которого снабжена подвижным упором 35, обеспечивающим связь датчика 30 с педалью подачи топлива посредством толкателя 36.

Предусмотрено ответвление 37 канала 28, соединяющее этот канал с полостью 38 перед торцом 39 золотника 33.

Устройство работает следующим образом.

Изменение программы переключения ступеней в различных дорожных условиях обеспечивается расположением селектора 22 в положениях I или II.

В положении I селектора 22 входной конец

19 трубки Пито 15 располагается по отношению к оси вала 17 на расстоянии R, большем аналогичного расстояния r при поло>кении II селектора 22. При этом выходное давление датчика 14 скорости обеспечивает параболическую характеристику давления жидкости, отличающуюся от характеристики в положении II селектора 24 более резким возрастанием по мере увеличения скорости вращения вала 17. Эта характеристика при воздействии давления жидкости через канал 18 на поршень 11 клапана 1 в сочетании с воздействием по прямолинейным характеристикам на поршни 7 и 9 выходного давления датчика 30 нагрузки двигателя обеспечивает получение улучшенных экономических показателей транспортного средства, что является целесообразным режимом при длительном движении по шоссе.

Ввиду меньшей крутизны характеристики выходного давления при расположении селектора 22 в положении II обеспечивается программа переключения, соответствующая получению улучшенных динамических показателей транспортного средства, что является целесообразным при движении по бездорожью.

Соответствующим подбором величины смещения входного конца 19 трубки Пито 15 по отношению к валу 17 можно получить оптимальные экономические или динамические показатели транспортного средства или оптимальное сочетание этих показателей.

Формула изобретения

1. Устройство для автоматического управления фрикционнымн элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их гидравлические цилиндры по заданным программам с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу давления от датчика нагрузки двигателя и датчика скорости транспортного средства, состоящего из трубки Пито и кожуха с рабочей жидкостью, установленного HB одном из вращающихся элементов трансмиссии соосно ему, и селектор режимов переключения ступеней, отличающееся тем, что, с целью повышения точности получения заданных программ переключения в зависимости от дорожных условий, а также упрощения конструкции и технологии изготовления, трубка Пито установлена с возможностью перемещения ее входного конца относительно оси вращения кожуха с помощью указанного селектора.

2. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что трубка Пито выполнена поворотной в радиальной плоскости кожуха относительно неподвижной оси, смещенной относительно оси вращения кожуха, а селектор режимов переключения ступеней состоит из поворотного рычага, прикрепленного к трубке Пито, фиксатора рычага и соединительных тяг, связанных с органом управления, расположенным, например, в кабине водителя. б78204

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Англии № 1040853, кл. F 2D, 2. Авторское свидетельство CCCP ¹393135

1964. кл. В 60К 41/06, 1973.

578204

А-A

78 15

Риз. 2

Составитель В. Аравии

Техред И. Михайлова

Редактор А. Купрякова

Корректор Л. Орлова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2320/3 Изд. № 861 Тираж 907 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5