Соединение ступицы с концом вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1и1 578502
ОГ1ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Соезз Советскик
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.04.74 (21) 2016821/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл.2 F 16В 3/00
Совете й1лнистров СССР по долам изобретений (53) УДК 621.229.314 (088,8) (43) Опубликовано 30.10.77. Бюллетень ¹ 40 и откРытнн (45) Дата опубликования описания 13.01.78 (72) Автор изобретения
Я. M. Латышев (71) Заявитель (54) СОЕДИНЕНИЕ СТУПИЦЫ С КОНЦОМ ВАЛА
1осудорстееннмй K0NHTsv (23) Приоритет
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено д.-.я соединения ступиц колес, шкивов, рукояток с концом вала.
Известно соединение ступицы с концом вала торцовой шпонкой. В этом соединении на торцах вала и ступицы предусмотрены пазы под шпонку, в которые вставляется при сборке шпонка, прикрепленная к валу болтом (1).
Недостатки известного соединения состоят в том, что для обеспечения центрирования деталей требуется не только точное изготовление пазов на торцах вала и ступицы, но также и точное симметричное расположение их относительно общей оси.
Известно также соединение ступицы с концом вала, содержащее торцовые выступ вала и паз ступицы (2).
При сборке торцовые выступ и паз взаимодействуют своими ответными поверхностями, что обеспечивает передачу как момента, так и осевых усилий.
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатки этого соединения тоже состоят в необходимости точного изготовления и относительного расположения паза и выступа, а также в технологической трудоемкости их выполнения, Целью изобретения является повышение точности центрирования и технологичности изготовления ступицы и вала.
Это достигается тем, что соединение снабжено торцовой шпанкой, выполненной с по5 перечным пазом, взаимодействующим с ответными боковыми стенками выступа вала, а боковые поверхности шпонки — с ответными боковыми стенками паза ступицы.
Такое выполнение упрощает конструкцию и
10 обеспечивает более точное изготовление пазов на шпонке и на ступице и выступа на валу, так как все пригоночные операции могут быть выполнены на плоско-шлифовальном станке.
При этом также повышается точность центри15 рования деталей, так как на точность сборки не влияет несимметричность расположения пазов относительно общей оси как на шпош,е, так и на ступице и несимметричность расположения выступа на конце вала относительно
20 ее оси.
На фиг. 1 показано соединение в продольном разрезе, где ступица выполнена за одно целое с деталью, например с зубчатым колесом; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фпг.
3 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 4— соединение в продольном разрезе, где ступица и зубчатое колесо сборной конструкции; на фиг. 5 — то же, вид сверху.
Соединение состоит из шпанки 1, вяла 2, 30 ступицы 3, болта 4 и шайбы 5. Ступица 3 может быть выполнена за одно целое с дета578502 лью, например с зубчатым колесом, так и сборной конструкции.
Шпонка 1 имеет поперечный паз, на конце вала 2 по размеру поперечного паза (по напряженной посадке) предусмотрен выступ, а на торце ступицы 3 по размеру шпонки (по скользящей посадке) выполнен паз.
При работе соединения торцовая шпонка передает крутящий момент, а также фиксирует ступицу в осевом направлении. Однако, в случае смещения геометрических осей выступа вала и паза ступицы отжатие последней эксцентрично расположенной шпонкой исключается в связи с обеспечением возможности ее соответствующего перемещения вдоль перпендикулярно расположенных стенок пазов.
Формула изобретения
Соединение ступицы с концом вала, содержащее торцовые выступ вала и паз ступицы, 5 отл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности центрирования и технологичности изготовления, оно снабжено торцовой шпонкой, выполненной с поперечным пазом, взаимодействующим с боковыми стенками вы10 ступа вала, и установленной в поперечном пазу ступицы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Орлов П. И. Основы конструирования.
15 М., «Машиностроение», 1972, с. 300, фиг. 353.
2. Чурабо Д. Д. Детали и узлы приборов.
М., «Машиностроение», 1965, с. 105, фиг. 26, 573502
Заказ 198/4 Изд. № 875 Тира>к 1154
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4,5
Подписное
Типографии, пр. Сапунова, 2
Составитель А. Шаповаленко
Редактор Н. Суханова Техред Н. Рыбкина Корректор Л. Котова