Зубчатая передача с системой зацепления новикова
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ЙСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союэ Советския
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.04.73 (21) 1909651/25-28 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.10.77. Бюллетень №40 (45) Дата опубликования описания 03.01.78 (51) М,кл,г F16 H 55!08
Гссударствеиный исыитет
Совета Миивстссв сс"i по делам изобретеии» и стксытий (53) УДК 621.833 (088.8) (72) Авторы изобретения В. П. Остапчук, Л. П. Смирнов, Р. В. Федякин и В, А. Чесноков (71) Заявитель (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С СИСТЕМОЙ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
НОВИКОВА
- = М+ г, 1
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции зубчатых передач с системой зацепления Новикова.
Известно фланкирование зубьев, т.е. срезание небольших участков профилей зубьев, прилегающих к окружности выступов у их вершин (1). Это позволяет резко снизить динамические нагрузки, вызываемые ошибками в шаге зацеплен ия, однако оно может быть отнесено только к эвольвентным передачам.
Для передач с зацеплением Новикова известно техническое решение, при котором зуб срезается на четырех участках, прилегающих к его торцам (2).
Это техническое решение является наиболее близким по сущности и достигаемому эффекту к изобретению, но, как показали экспериментальные исследования, известное фланкирование зубьев передач Новикова не дает достаточного эффекта снижения динамических нагрузок, так как не полностью учитывает физику процесса возникновения динамических явлений и не компенсирует ошибки окружного шага.
Цель изобретения — снижение динамических нагрузок и улучшение изгибной прочности.
Цель достигается за счет того, что фланк имеет возрастающую глубину к вершине зу2 ба и выполнен на зубьях ведущей шестерни со стороны входа в зацепление.
На фиг. 1 изображены развертки зубчатых венцов шестерни и колеса, выведенные
5 из зацепления; на фиг. 2 — фланкирование ведущей шестернии.
Развертки зубчатых венцов шестерни 1 и колеса 2 повернуты на фиг. 1 таким обра}р зом, чтобы при взгляде на венцы сверху торцы А обоих зубчатых колес, соответствующие входу в зацепление, находились рядом. Вместо зубьев изображены только их контактные линии на рабочей стороне зуба. Суммарная
i5 величина деформации зубьев в точках сопряжения на выходе пз зацепления ведущей шестерни 1 и колеса 2 равна сумме отрезков
Лть Л, и Л г Л,, соответствующей величине
20 где
At, — деформация зубьев шестерни 1;
Л4 — деформация зубьев колеса 2.
Таким образом глубина фланкпроваппя
25 зубьев lla входе опредслястся этой величиной At.
Наличие погрешностей в окружном шаге при изготовлении зубчатых колес нередко приводит к некоторому увеличению значезп ния At, глубина фланкирования Л/ задается
578519
4 Üà. 1
Составитель 13. Арефьев
Текред Н, Рыбкина
Редактор Т. Морозова
Корректор Л. Орлова
Заказ 7485
Подписное
Изд, № 864 Тираж 1154
НПО Государственного комитета Совета Мини стран СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раутшская наб., д. 4/5
МОТ, Загорский филиал
3 несколько больше, т. е. Л/)Л/. Длина фланкированной части зуба l4, соизморяется с величиной осевого перекрытия зубьев, Целесообразно ее выбирать такой, чтобы оставшаяся нефланкированная часть длины зуба была бы не меньше осевого шага зацепления или была бы кратна целой величине половины осевого шага.
Фланкируется только одно из зубчатых колес — ведущая шестерня, при этом срезается лишь одна острая кромка, премыкающая к ropny А на глубину Af и на длину l4, .
Если передача реверсивная, то срезается также и другая острая кромка у торца Б, который будет находится на стороне входа зубьев |в зацепление в слу1чае противоположного первоначальному направлению вращения колес.
Вследствие того, что часть тела зуба, прилегающая к окружности выступов, деформируется больше, чем его основание, глу бина среза зуба по его высоте неодинакова, фланк имеет возрастающую глубину к вершине зуба.
Фланкированные таким образом передачи при окружной скорости около 20 м/с, увеличили нагрузЬчную способность по сравненйю с нефланкированными передачами более, чем на 16%. При больших окружных скоростях этот эффект возрастает.
Формула изобретения
Зубчатая передача с системой зацепления
Новикова, состоящая из ведущей и ведомой
t0 шестерен с фланкпрованными зубьями, отлич а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения динамических нагрузок и улучшения изгибной прочности, фланк имеет возрастающую глубину к вершине зуба и выполнен на зубьях
15 ведущей шестерни со стороны входа в зацепление.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
20 1. Полоцкий Ч. С. Фланкирование зубьев зубчатых колес и его эффективность.— «Журнал Вестник машиностроения» 1949, М 7, с. 5.
2. Патент США № 3454394, кл. 74 — 462, 25 1964.