Способ сборки рабочего колеса радиально-осевой гидромашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О Il И C А Н И E„(11) 57944+

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (6!) Дополнительное к авт. свид-ву

2 (51) М. Кл, 03 В 3/02 (22) Заявлено30.12.74 (Я) 2091547/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Государстеенный иамитет

Сапата Министров СССР по делам изобретений и атирытий (43) Опубликовано05.11 77 Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 25.11.77 (5Ç) y ÏÊ 621.22 . .253.5(088.8) (72) Авторы изобретения

Г. A. Броновский, А. Я. Аронсон, Н. Ф. Берхов, Г, С. Шегопев и С. А. Грановский

Ленинградский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции металлический завод им. XXIl съезда КПСС (71) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНООСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ, Изобретение относится к эпектромашиностроению и может быть использовано при изготовпении рабочих колес мощных радиальноосевых rидромашин.

В гидротурбостроении известно применение литых, сварно-литых и сварных рабочих колес радиально-осевых гидротурбин.

Известен способ изготовления рабочего ,колеса радиально-осевой гидромашИны, при котором отдельные элементы — верхний обод, дВ лопасти и нижний обод соединяют в единое пепое при помоши сварки (11.

Однако такой способ изготовления рабочих колес не позволяет избежать возникновения остаточных напряжений в местах соединения по- 15 пастей с ободами, в результате чего снижается усталостная прочность лопастей, особенно в зоне соединения их с нижним ободом.

Как показали эксперименты по определению остаточных напряжений в лопасти вблизи ниж него обода,они могут достигать весьма высоких величин (до,, 000 кг/см ). Наличие высоких остаточных напряжений существенно сказывается на прочности рабочего колеса и . снижает надежность агрегата в цепом. 25

Белью изобретения является исключение остаточных напряжений на выходных кромках лопастей.

Это достигается тем, что нижний обод рабочего колеса напрессовывают в нагретом состоянии на предварительно проточенные лопасти с последующим стопорением его от перемещения.

Изобретение поясняется чертежом.

После соединения верхнего обода 1 рабочего колеса и попастей 2 при помощи сварки, концы попастей протачиваются для соединения с нижним ободом 3, фрезируются дпя фиксирующих шпонок 4 на нижнем ободе.

Нижний обод изготавпивают ипи цельным в виде кольца, ипи составным из двух и более частей. Составные части обрабатывают под сборку и собирают в кольцо так, чтобы обод охватывал лопасти.

Затем обод предварительно нагревают и напрессовывают на проточенные концы лопастей. После остывания обод плотно охватывает лопасти, образуя .неразъемное прочное соединение.

579446

Составитель Т. Довгепи

Редактор М. Васильева Техред С. Беда Корректор.А. Власенко

Заказ 4368/36 Тираж 672 Подписное

UHHHfIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Фипиап ППП Патент, r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Применение такого. способа сборки рабочего. колеса радиально-осевой гидромашины повышает надежность ее в эксппуатации, благодаря значительному упучшению картины напряженного состояния в лопастях у нижнего обода, существенно упрощает технопогию изготовления, благодаря значительному снижению объема сварочных работ и уменьшению работы по контролю и проверке сварных швов.

Формула изобретения

Способ сборки рабочего колеса радиальноосевой гидромашины с нижним ободом и попастями путем механического соединения поспедних, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что с пепью исключения остаточных напряжений на выходных кромках попастей, нижний обод напрессовывают в нагретом состоянии на предварительно Проточенные лопасти с поспедуюшим стопорением его от перемешения.

Источники информапии, принятые во вни10 мание при экспертизе:

1. Шегопев Г. С, Гидротурбостроение, "Машиностроение", М-Л, 1969., с. 369.