Гидромуфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИС

ИЗОБР

К АВТОРСКОМУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

579472 (6l) Дополнительное к (22) Заявлено 14. 04,7 с присоединением зая (23) Приоритет (43) Опубликовано 05 (45) Дата опубликова

) М. Кл. г

F 16 В 33100

Государственный намнтат

Совета Министров СССР аа делам изобретений и атнрытнй

УДК 62 1.226.5 (088.8) В. М, Берман, Н. И. Завьялов, А. В. Крутик, Г. П. Стесни, В, Н. Яковлев и Л. М. Сергеева (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А. А. Скочинского (54) ГИДРОМУФТА

Изобретение стноснтся к гидромашиностроению, касается гидродинамических передач и может найти применение в приводах различных машин.

Известны гидромуфты, содержащие соединенный с ведущим валом барабан-водило планетарной передачи, в котором установлены зубчатые сателлиты, взаимодействующие с центральным зубчатым колесом выходного вала и связанные с сооснымн планетарными роторами, снабженными ковшеобразными элементами для переноса жидкости, запитой в барабан-водило f 11.

Недостатком известных гидромуфт является неравнозначность характеристик при реверсе входного вала. Кроме того, известные гидромуфты имеют недостаточно высокую энергоемкость и относительно небольшой пусковой момент.

Целью изобретения является обеспечение равн означн ости характеристик при реверсе гидр омуф ты.

Это достигается тем, что каждый ковшеобразный элемент выполнен в виде спаренных тыльными сторонами и обращенных в Вротнво»

2 положные стороны двух ковшей, образующих с соседними ковшеобразными элементами не замкнутые полости, сообщенные с полостью барабана-водила зазором между этими элементами. Для повышения передаваемого кру тящего момента в каждой из упомянутых полостей между ковшеобразными элементами установлены с зазором дополнительные, меньшие по размеру и аналогичные по конструкции, ксешеобразные элементы.

Кроме того, для увеличения пускового момента планетарные роторы дополнительно снабжены вспомогательной лопастной системой, например, в вице радиапьных лопаток, установленных на горцах роторов.

На фиг. 1 изображена предложенная гидромуфта, продольный разрез; на фиг, 2 - rq же, поперечный разрез.

Гидромуфта состоит из цилиндрического барабана 3„являющегося водилом, размещенной внутри барабана планетарной передачи, планетарных роторов 2 установленных на валах 3 зубчатых сателлитов 4 и пентрального колеса 5 укрепленного на ведомом asлу 6. Цилиндрический барабан 1, частично

579472 эалитыи рабочей жидкостью установлен на валу 7.

Планетарные роторы 2 снабжены ковшеобразными элементами, которые образованы ковшами 8 и 9, спаренными (друг с другом тыльными сторонами. Между соседними ковше образными элементами имеются зазоры для прохода жидкости. Внутри полостей, образованных ковшеобраэными элементами, установлены дополнительные, меньшие "î размеру, ковши 10 и 11, спаренные тыль ными сторонами также, как и ковши 8 и 9.

По горцам /планетарные роторы 2 эакры ты крышками 12, уплотняюшими торцы ков шей 8-11. На крышках 12 установлены радиальные лопатки 13 и 14, позволяющие в переходном режиме разгона машины повысить пусковой момент гидромуфты. йщромуфта работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 7 гидромуф- о ты от приводного двигателя жидкость в цилиндрическом барабане 1 принимает форму кольца, в которое погружена часть полостей, образованных ковшами 8-11. При появлении на ведомом валу B муфты внешней нагрузки планетарный ротор 2 поворачивается по ходу вращения на некоторый угол.

Часть ковшей 8-11 выходит из слоя жидкости, удерживая некоторое ее количество в своих внутренних полостях. чо

При возрастании внешней(нагрузки в определенных пределах увеличивается н число несущих жидкость !ковшей. Каждому значению внешнего момента соответствует опредепенная фаза поворота ппанегарного ротора 2. з

Внутренний момент формируется or воздейст вия центробежных сил, действующих в процес. се переносного движения на массу жидкости в ковшах.

Рост внутреннего момента гидромуфгы о ограничен некоторым критическим значением, которому соответствует максимальное дебалансное количество жидкости„ заключенное в ковшах 8и 11 при одном направлении вращения или в ковшах 9 и 10 при другом 45 направлении. При повышении этого значения начинается пробуксовка планетарного ротора

2, и гидромуфта работает со скольжением.

При увеличении скорости планетарных роторов 2 момент гидромуфгы может быть уве-so личен эа счет гидродинамического взаимс действия лопаток 13 и 14 со слоем жидкости в цилиндрическом барабане 1.

При реверсе гидромуфгы сохраняется идентичность ее моментных характеристик.

Предложенная конструкция позволяет снизить вес, габариты и стоимость гидромуфты, так как повышается ее удельная мощность и пусковой момент.

Применение предложенной гидромуфты

l в приводах машин позволит улучшить харак теристики последних.

Формула изобретения

1. Гидромуфта, содержащая соединенный с ведущим валом барабан-,водило планетар« ной передачи, в котором установлены зубчатые сателлиты, взаимодействующие с центральным зубчатым колесом выходного вала и связанные с соосными планетарными роторами, снабженными ковшеобразными элементами для переноса жидкости, залитой в барабан>водило, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения равнозначности характеристик при реверсе гидромуфгы, каждый ковшеобразный элемент выполнен в виде спаренных тыльными сторонами и обращенных в противоположные стороны двух ковшей, образующих с соседними ковшеобразными элементами незамкнутые полости, сообщенные с полостью барабана-водила зазором между этими элементами.

2. Гйдромуфга по и. 1, о г л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения передаваемого крутящего момента, в каждой из упомянутых полостей между ковшеобразными элементами установлены с зазором дополнительные меньшие по размеру и аналогичные по конструкции ковшеобразные эле. менты.

3. Гидромуфта по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увеличения пускового момента, планетарные роторы дополнительно снабжены вспомогательной лопастной системой, например, в виде радиальных лопаток, установленных на торцах роторов.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе „

1, Яремченко О. В. Ограничивающие гидродинамические муфты, М., Машиностроение», 1970, с. 70 73, рис. 33.

Составитель В. Грузинов

Редактор М. Васильева Техред С. Бена Корректор Л. Федорчук

Заказ 4372/37 Тираж 1154 Подпис нсе

INHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иеобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4