Устройство для крепления полой детали на валу

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 1п1 580377

ИЗОБРЕТЕНИЯ

@еюа Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.07.75 (21) 2151562/27 (51) М. Кл. - F 16D 1/06 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло дедам иаобретеиий и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.11.77. Бюллетень № 42 (53) УДК 621.254.64

1 (088.8) (45) Дата опубликования описания 03.11.77 (72) Авторы изобретения

В. Г. Андреев, E. П. Суворов и Н. И. Юрданов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПОЛОЙ ДЕТАЛИ

НА ВАЛУ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для безлюфтового крепления различных деталей, агрегатов и узлов внутри полого замкнутого объема, а также в устройствах, работающих в условиях высоких вибраций.

Известно устройство для крепления полой детали на валу, содержащее корпус, в котором закреплен вал при помощи крепежного элемента, выполненного в виде распорного кольца, установленного в кольцевых канавках, выполненных во внутренней полости корпуса и на поверхности вала (1).

Е аспорное кольцо фиксирует вал в осевом направлении. Однако наличие зазора между канавками и кольцом приводит к осевому перемещению вала и к его проворачиванию внутри корпуса, что в условиях вибраций может привести к разрушению или повреждению закрепляемого внутри корпуса вала агрегата, узла и т. д.

Недостатком известного устройства крепления вследствие этого является его недостаточная надежность в условиях вибраций.

Известно также устройство для крепления полой детали на валу при помощи пластины, закрепленной болтом на периферии торца и вала и входящей в канавку, выполненную в полой детали. Пластина имеет форму шайбы и закреплена в проточке, выполненной на торцс вала, причем канавка и полой детали также выполнена на торце (2).

Это устройство наиболее близко и пзобрстеппю по технической сущности и достпгаемо5 му эффекту.

Недостатком этого устройства является налпчпс люфта в осевом направлении прп креплении вала вдали от торца полой детали, что недопустимо прп работе с впбрацпоннымп па10 груз„.àìè. Для устранения люфта необходимо вал выполнять с уступом, а полую деталь устанавливать между уступом п пластиноп.

Целью данного изобретения является повышение надежности крепления при впбрацпон15 ных нагрузка путем устраненпя люфта в осевом направлении.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что пластина со стороны, прилегающей к торцу вала, в свободном положении имеет

20 вогнутую поверхность и обрамляющую ее Побразную опорную площадку с перемычкой, размещенной в канавке полой детали, при этом вогнутая поверхность и перемычка опорной площадки деформированы прп затяжке

25 болта.

На фиг. 1 изображено предлагае, ое устройобщий впд; на фиг. 2 — at>z А фпг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б фпг. 2 (пласт на:ге затянута болтом); на фпг. 4 — - сече.ше Б В

30 фпг. 2 (пластина нс затянута болтом); на фп:.

580377

10

5 — то же, пластина затянута болтом; на фиг.

6 — пластина; на фиг. 7 — пластина, закрепленная болтом.

Устройство имеет вал 1, размещенный, например, в полом корпусе 2, и крепежные элементы. Каждый крепежный элемент выполнен в виде пластины 3, имеющей вогнутую поверхность со стороны, прилегающей к торцу вала 1. Пластина 3 расположена в кольцевой канавке 4, выполненной во внутренней полости корпуса 2. В пластине 3 выполнено отверстие 5 под стяжной элемент, например болт 6, установленный в торце 7 вала 1.

Пластина в свободном положении имеет

П-образную опорную площадку, обрамляющую вогнутую поверхность. Перемычка этой площадки размещена в кольцевой канавке 4.

Устройство работает следующим образом.

На торце вала 1 устанавливают пластину 3 в кольцевой канавке 4 корпуса 2. Край пластины 3 входит в канавку 4 с зазором (фиг.4).

Крепят пластину 3 на торце 7 вала болтом 6.

Вогнутая поверхность в пластине 3 должна быть обращена к торцу 7 (фиг. 3 и 1).

При приложении усилия P путем затяжки болта 6 происходит деформация и прижатие пластины 3 к торцу 7 с одновременной деформацией краев пластины 3, вставленных в кольцевую канавку 4 корпуса 2 (фиг, 5). При этом происходит распирание пластины 3 в кольцевой канавке 4,корпуса 2.

Так как перемычка является неотъемлемой частью пластины, то она, располагаясь на свободном конце пластины, также деформируется, т. е. прогибается. Этого прогиба перемычки

35 достаточно для выбора зазора между стенками канавки и пластиной для создания в местах контакта пластины со стенками канавки сил трения, обеспечивающих надежную фиксацию детали в корпусе от проворота.

В результате этого устраняется зазор между пластиной и стенками канавки и фиксируется вал в корпусе 2, т. е. не происходит осевого и углового перемещения. По сравнению с известными устройствами повышается надежность и безопасность крепления предлагаемой конструкции при вибрациях.

Формула изобретения

Устройство для крепления полой детали на валу при помощи пластины, закрепленной болтом на периферии торца вала и входящей в канавку, выполненную в полой детали, о тл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности крепления при вибрационных нагрузках путем устранения люфта в осевом направлении, пластина со стороны, прилегающей к торцу вала, в свободном положении имеет вогнутую поверхность и обрамляющую ее

П-образную опорную площадку с перемычкой, размещенной в канавке полой детали, при этом вогнутая поверхность и перемычка опорной площадки деформированы при затяжке болта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3600895, кл. 287 — 20, 1972.

2. Авторское свидетельство № 416477, кл.

F 16D 1/06, 1972.

580377

Вид А

2 4

В-В

Фиг. 2

Риг,4

Фиг. 7

Фиг. 7

Составитель И. Антипова

Тсхред Н. Рыбкина

Редактор В. Смирягина

Корректор 3. Тарасова

Заказ 2528/11 Изд. № 903 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3С-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2