Электроэнергетическая установка судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
o И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ нц 580610
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.11,75 (21) 2190684/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.11.77. Бюллетень № 42 (45) Дата опубликования описания 17.11.77 (51) М. Кл.- H 021 3/00
Н 02J 1/12
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621,316.174 (088.8) (72) Авторы изобретения Г. М. Свиридов, Л, Е. Кузнецов, В. А. Паршиков и В. В. Рудаков (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОЭНЕРГETИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА СУДНА
Изобретение относится к классу единых силовых электроэнергетических установок судов.
Режимы работы ряда судов (например, рыбопромысловых, земснарядов, плавбаз, научноисследовательских и др.) характеризуются тем, что на них имеются две группы потребителей соизмеримой мощности, а именно гребной электродвигатель постоянного тока и судовые портебители постоянного тока, работающие с полной нагрузкой неодновременно.
Для того, чтобы уменьшить установленную мощность судовой электростанции, на таких судах часто применяют силовую электроэнергетическую установку электродвижения и собственных нужд.
При создании такой электроэнергетической установки гребной элсктродвигатель постоянного тока и электродвигатель постоянного тока потребителя могут быть включены в последовательную цепь с несколькими дизель-генераторами постоянного тока (1). Однако в этой установке преобразованию подлежит вся мощность, потребляемая двигателем переменного тока и потребителями переменного тока.
При создании единой электроэнергетической установки судна генераторы переменного тока могут работать и на гребной электродвигатель постоянного тока, и на судовых потребителей постоянного тока через статические выпрямители (2). Недостатком известной единой силовой электроэнергетической установки судна является то, что гребной электродвигатель постоянного тока и судовые потребители постоянного тока получают питание каждый от
5 своего статического выпрямителя, в результате чего вся мощность, необходимая для грсоного электродвигателя постоянного тока подлежит преобразованию в статических выпрямителях, суммарная мощность которых, слс10 довательно, должна быть не ниже суммарной мощности всех потребителей постоянного тока.
Целью изобретения является уменьшение установленной мощности статических выпрямителей и количества преобразуемой энергии.
15 Это достигается тем, что в предлагаемой электроэнергетической установке судна, содержащей дизель-гснераторы псремснного тока, снабженные коммутационными аппаратамн, к которым подсоединен распределительный щит
20 потребителей переменного тока, дизель-генератор постоянного тока, шунтированный коммутационным аппаратом, к которому подсоединены гребной электродвигатель постоянного тока и судовые потребители постоянного
25 тока, и статические выпрямители, шунтнрованные коммутационными аппаратами, выводы статических выпрямителей объединены между собой и соединены последовательно с дизсльгснератором постоянного тока и потребителя50 мп постоянного тока, причем указанные вы.
580610
10
20
25 прямители через коммутационные аппараты соединены с дизель-генераторами переменного тока.
На чертеже дана принципиальная схема описываемой электроэнергетической установки.
Электроэнергетическая установка судна состоит из дизель-генератора 1 постоянного тока, включенного в единый контур со статическими выпрямителями 2, гребными электродвигателями 3 постоянного тока и судовыми потребителями 4 постоянного тока (например, лебедками, насосами и др.), дизель-генераторов 5 переменного тока, каждый из которых снабжен переключателем 6, соединенным с входом статических выпрямителей 2 и распределительным щитом 7 потребителей переменного тока. Выходы статических выпрямителей
2 снабжены шунтирующими аппаратами 8.
Дизель-генератор 1 постоянного тока и гребной электродвигатель 3 постоянного тока снабжены шунтирующими аппаратами 9, Судовые потребители 4 постоянного тока имеют шунтирующие аппараты 10.
Электроэнергетическая установка работает следующим образом.
В режиме полного хода судна переключатели 6 любых дизель-генераторов 5 переменного тока подключены к входу статических выпрям;:. телей 2, шунтирующие аппараты 8 и 9 разомкнуты, а шунтирующие аппараты 10 замкнуты и судовые потребители 4 постоянного тока закорочены. Таким образом, гребной электродвигатель 3 постоянного тока включен в единый контур с дизель-генератором 1 постоянного тока и статическими выпрямителями 2, причем ток в контуре поддерживается неизменным воздействием на обмотку возбуждения дизель-генератора постоянного тока и на управляющие электроды тиристоров, если статические выпрямители управляемые, или а обмотки возбуждения дизель-генераторов
5 переменного тока, если статические выпрямители неуправляемые. В этом режиме гребной электродвигатель 3 постоянного тока работает с полной нагрузкой, а переключатели
6 оставшихся дизель-генераторов 5 переменного тока подключены к распределительному щиту 7 потребителей переменного тока. В режимах работы судна, в которых возникает необходимость в работе судовых потребителей
4 постоянного тока, шунтирующие аппараты
10 размыкаются, переключатели 6 любых дизель-генераторов 5 переменного тока подключены к входу статических выпрямителей 2, а
55 переключатели 6 оставшихся дизель-генераторов переменного тока — к распределительному щиту 7 потребителей переменного тока, шунтирующие аппараты 8 и 9 разомкнуты и в единый контур оказываются включенными дизель-генератор 1 постоянного тока, статические выпрямители 2, гребной электродвигатель 3 постоянного тока и судовые потребители 4 постоянного тока. B таком режиме гребной электродвигатель 3 постоянного тока работает с неполной нагрузкой, а судовые потребители 4 постоянного тока — с полной нагрузкой. Возможен также режим работы судна, в котором отсутствует необходимость в работе судовых потребителей 4 постоянного тока с полной нагрузкой, Тогда любой из статических выпрямителей 2 может быть зашунтирован при помощи соответствующего шунтирующего аппарата 8 и тем самым выключен из единого контура.
Формула изобретения
Электроэнергетическая установка судна, содержащая дизель-генераторы переменного тока, снабженные коммутационными аппаратами, к которым подсоединен распределительный щит потребителей переменного тока, дизель-генератор постоянного тока, шунтированный коммутационным аппаратом, к которому подсоединены гребной электродвигатель постоянного тока и судовые потребители постоянного тока, и статические выпрямители, шунтированные коммутационными аппаратами, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения установленной мощности статических выпрямителей и количества преобразуемой энергии, выводы статических выпрямителей объединены между собой и соединены последовательно с дизель-генератором постоянного тока и потребителями постоянного тока, причем указанные выпрямители через коммутационные аппараты соединены с дизель-генераторами переменного тока.
:Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Сухоцкий А. К., Ицкович Ю, Л. Электротехника и электрооборудование судов. М., изд. «Транспорт», 1968, с, 306 †3.
2. Айзенштадт Е. Б. «Электродвижение судов». Обзоры и анализы по судовой электротехнике и связи. Выпуск II, Л., изд. «Судостроение», 1969, с. 80 — 82.
580610
Составитель Л. Дементьева
Техред Н. Рыбкина Корректор О. Тюрина
Редактор А. Пейсоченко
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2925/11 Изд № 913 Тираж 917 Подписное
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5