Бесконтактный двигатель постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С-А-Н--И-Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
11 11 5806l4
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 31.07.72 (21) 1818866/24-07 с присоединением заявки № (51) М Кл е Н 02К 29/02
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 15.11.77. Бюллетень № 42 (45) Дата опубликования описания 1б.11.77 (53) УДК 621.313.298 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Ы. Довгаленок, В. К. Лозенко и Б. Л. Уан-Зо-Ли
Гт1осковский ордена Ленина энергетический институт (71) Заявитель (54) БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области бесколлекторных электродвигателей, в частности к бесконтактным электродвигателям постоянного тока с магнитотранзисторными ключами, эти двигатели предназначены для работы во взрывоопасной среде или в условиях, когда невозможен доступ для проведения профилактического ремонта.
Известны бесконтактные электродвигатели постоянного тока (БДПТ), содержащие электрическую машину с секциями якорной обмотки и магнитотранзисторными ключами (1).
Двигатели обладают малой надежностью из-за отсутствия надежной блокировки транзисторов.
Известны бесконтактные электродвигатели постоянного тока с магнитотранзисторными ключами, каждый из которых содержит трансформатор и транзисторы (2).
Известные двигатели имеют надежную блокировку транзисторов, однако у них невысокий КПД из-за больших потерь в цепях управления транзисторов.
С целью повышения КПД бесконтактного двигателя при сохранении высокой надежности работы в предлагаемом двигателе трансформатор магнитотранспортного ключа одной из силовых цепей снабжен дополнительной обмоткой, включенной последовательно с секцией якорной обмотки другой из силовых цепей.
На чертеже показана схема предлагаемого двухфазного бесконтактного двигателя посто5 янного тока с числом секций якорной обмотки, равным двум.
Бесконтактный двигатель постоянного тока состоит из синхронной машины, секции 1 и 2 якорной обмотки которой связаны с источни10 ком питания 3 через магнитотранзисторные ключи, состоящие из трансформаторов 4 и 5, транзисторов б — 9 и запускающего сопротивления 10. Трансформаторы 4 и 5, кроме основных обмоток, имеют дополнительные обмотки
15 11 и 12, которые включены последовательно соответственно с секциями 2 и 1 БДПТ. Датчик положения ротора может быть выполнен по любой известной схеме, например с шунтированием обмоток трансформаторов 4 и 5 с
20 помощью сигнальных элементов 13 и 14. Стабилитрон 15 и диоды 1б, 17 служат для ограничения напряжения на транзисторах.
БДПТ работает следующим образом.
Сигнальный элемент 14 датчика шунтирует
25 обмотку трансформатора 5, магнитотранзисторный ключ секции 1 включен, а секция 1 электродвигателя подключена к источнику питания и создает вращающий момент. Ток, протекающий через секцию 1 и послсдовательно
30 соединенную с ней обмотку 12 трансформато580614
Составитель В. Иванов
Техред Н. Рыбкина
Редактор Т. Янова
Корректор О. Тюрина
Заказ 2925/13 Изд. Мз 913 Тираж 917 Подписное
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова„2 ра 5 другого магнитотранзисторного ключа, насыщает сердечник трансформатора 5 и другой ключ, который надежно блокирован. Для двухфазного БДПТ (поскольку имеется устройство, выставляющее ротор в начальное положение) сигнальный сектор датчика может быть выполнен «точечным» с угловым размером 5 — 10 эл. град.
Вторая функция, которую выполняют обмотки 11 и 12, состоит в создании условий для успешного запуска магнитотранзисторных ключей. Допустим, транзистор 7 перемагничивает сердечник трансформатора по петле перемагничивания вниз. Тогда для запуска магнитотранзисторного ключа при помощи запускающего резистора 10, соединенного с транзистором 7, дополнительная обмотка 11 перемагничивает сердечник вверх по петле перемагничивания при работе другой секции, в результате чего к моменту включения точка на петле сердечника трансформатора находится вверху. Аналогично работает и второй ключ.
У предлагаемого БДПТ потери мощности, связанные с блокировкой ключей, достаточно малы, вследствие этого 1(ПД такого БДПТ оказывается более высоким, чем у известных.
Формула изобретения
5 Бесконтактный двигатель постоянного тока с синхронной машиной, якорная обмотка которой выполнена в виде секций и двухтактными магнитотранзисторными ключами, каждый из которых содержит трансформатор, причем
10 каждая секция якорной обмотки соединена с одним из магнитотранзисторных ключей, образуя силовую цепь для подключения к источнику питания, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, трансформа15 тор магнитотранзисторного ключа одной из силовых цепей снабжен дополнительной обмоткой, включенной последовательно с секцией якорной обмотки другой из силовых цепей.
20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ № 1263158, кл. 21У39, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР №523495, кл. Н 02К 29/02, 1971.