Способ обработки поверхности строительного элемента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСЛНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЙТЙПЬСТВУ
Сеиоз Советекнх
С оцналнстннесинх
Республик (11),, 5.8-.Х2..3. 2 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (51) М. Кл, Е 04 В 1/38
Е 04 С 3/02 (22) Заявлено 22.04.75 (21) 2128289/29-ЗЗ с присоединением заявки № (23) Приоритет -. (43) Опубликовано 25.11.77. Бюллетень №4 (45) Дата опубликования описания 1 g,11.-,7
Гасудврстаеавй канатет
Саавтв Мееестрав СССР ае делам хэабретеееЯ а аткрмтиЯ (53) УДК 621.793..624.072.2
{088.8) К. П. Большаков, М. Л. Лобков, И. Б. Ройзман и А. Т. Шамрай (72) Авторы изобретения
Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (UHHHC) (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО
ЭЛЕМЕ НТА
Изобретение относится к способам обработки контактных поверхностей соединяемых элементов и деталей для устройства сдвигоустойчивых (клеевых и фрикционных) болтовых соединений н может быть использовано в строительстве, преимущественно в мостостроении.
Известны способы подготовки контактных поверхностей соединяемых элементов и деталей строительных конструкций для устройства сдвигоустойчивых соединений на высокопрочных болтах, состояглие в том, что контактные поверхности подвергают механической очистке ()1
Широко применяемой н эффективной механической очисткой, создающей чистую, свободную от окалины, ржавчины и загрязнений контактнук> поверхность с равномерной шероховатостью. обеспечивавшей высокое значение величины коэффициента трения, регламентированного нормами, и с оптимальной адгезией к наносимому клеевому покрытию, является пескоструйная очистка.
Однако из-за действия на здоровье человека (развитие силикозов) кварцевая пыль очень вредна, и ее применение на монтаже сопряжено с трудностями создания специальных условий, уменьшающих вредность для работающих и окружающих их людей.
Подготовку контактных поверхностей соединяемых элементов и деталей пескоструйной очисткой кварцевым песком производят непосредственно на месте монтажа в возможно короткий срок для сборки и сбалчивания соединений, так как предусмотренный нормативамп срок открытого хранения подготовленных таким способом контактных поверхностей должен быть минимальным и, во всяком случае, не превышать трех суток. Однако степень коррозии подготовленных для монтажа поверхностей за висит не столько от времени, сколько от условий хранения и состояния атмосферы, а незначительная коррозия подготовленных контактных поверхностей, их загрязнение нли замасливанне, отрицательно сказывается на качестве соединений, так как резко уменьшается сои рот и вл ение сдвигу (21.
При сборке соединений строительных конструкций, особенно мостовых, практически невозможно обеспечить требуемые условия н усгановлениые нормативами сроки хранения нодютовленных контактных поверхностей элементов и деталей. В результате этого поверхности на монтаже, перед сборкой соединений, повторно подвергают пескосгруйной очистке, что знаительно ухудшает условия труда работающих, 25 снижает безопасность монтажных работ, удлиняет сроки монтажа кон<1рукций и отрицательно сказывается на прочности соединений Кроме того, для повторной механической очистки на месте монтажа появляются дополнительные грудности, связанные с выполнением очистки нй высоте, в труднодоступных местях и т.п.
Известные способы консервации металличес—
@их изделий, например, покрытие техническим вазелином, не устраняют эти недостатки, поскольку не отпадает необходимость в дополнительной очистке поверхности элементов на месте монтажа от продуктов консервац><и и значйтельно осложняетея обезжиривание.
Наиболее близким техническим решением к данному является способ обработки поверхности строительного элемента для,сдвигоустойчивых болтовых соединений, включающий очистку поверхности, обезжиривание и нанесение на нее слоя консервации в виде клея холодного отверждения (3). При осуществлении этого способа контактные поверхности могут длительное время до сборки соединений храниться в открытом состоянии и отпадает необходимость при монтаже в их дополнительной очистке.
Ири монтаже на слой консервируюгцего клея, после обезжиривания поверхности растворителем или промывки теплой водой, наносят клей с наполнителем (корунд) и, не допуская отверждения клея, производят сборку и сбалчивание соединений.
Недостатком этого способа является плохое
29
25 сцепление между слоем консервации и слоем клея, наносимого при монтаже, поскольку зерна наполнителя практически не внедряются в обладающий большой твердостью и прочностью стекловидный слой клея консервации, а погружаются в неотвержденный промежуточный слой, что отрицательно сказывается на прочности болтоклеевых соединений, в частности на величине сопротивления сдвигу.
Для болтофрикционных соединений этот способ вообгце неприемлем из-за очень низких значений коэффициента трения соприкасающихся стекловидных поверхностей..
Цель предлагаемого изобретения — повы- 4р шение прочности соединения и улучшение условий труда при монтаже.
Эта цель достигается тем, что в способе обработки поверхности строительного элемента для сдвигоустойчивых болтовых соединений, включающем очистку поверхности, обезжяривание н нанесение на нее слоя консервации в виде клея холодного отверждения, в последний до его отверждения внедряют зерна абразивного материала до соприкосновения их с поверхностью строительного элемента, причем зерна а бразивного материала выступают над слоем клея.
Способ осуществляется следующим образомм.
Пример. Контактные поверхности элементов и деталей соединений подвергают очистке в заводских (цеховых) условнях на полуавтомати. ческой линии с применением металлической дроби (металлического песка) при работе по замкнутому циклу, что безвредно для работак>щих, а затем производят консервацию поверхностей, нанося равномерный слой клея хг>лол ного отверждения на <и нове эпоксидной смолы
ЭД-20 (100 вес.ч.) с добавкой огвердителя
И-5М (60 вес.ч.) и ускорителя У|! fi0(>/2 (3 вес,ч.). Клей наносят валиком из эластичной резины.
Затем на слой неотвержденного консервирующего клея с избытком наносят карборундовый порошок, зерна которого внедряли в слой консервирующего клея и соприкасаются с контактной поверхностью, а излишки абразивного материала (неприлипший порошок) удаляются.
11ля получения сравнительных данных одно временно изготавливак>т однотиш<ые элемен>ы и детали соединений в соответствии с уже известной технологией.
Из элементов и деталей, изготовленных по известной и предлагаемой технологии, собирали болзоклеевые и болтофрикционные соедине>ия, которые подвергали испытаниям на прочность, определяя < онротивление сдвпгу, Анализ результатов испытаний ш>казал, что сопротивление сдвигу болтоклеевых соединен ий, выполненных по предлагаемому сп<>соб), в l,5 раза выше, чем соединений, выполнен яых по известной технологии. Отношение эгих показателей для болтофрикционных соединений соответственно равно 2,5---3, что свилсгельст вует о недопусгимо низком коэф<)>ициенте гре ния между стекловидными поверхностями прн отсутствии между ними абразивного матер нала.
Таким образом, и< пользование предлагаемого способа обраб<>тки контактных поверхностей для устройства сдвигоустойчивых (клеевых и фрикционных) соединений строительных конс>рукций обеспечивает по сравнению с суп>еству>ощими способами повьппение прочности и долговечности соединений, что позволяет уменьши>ь количество высокопрочных болтов, размеры и вес стыковых накладок (фасонок), а также уменьшить ослабление сечений элементов болтовыми отверстиями; улучшение условий труда и повышение безопасности монтажных работ, исключая вредную для здоровья очистку (как первичную, так и повторнук>); сокращение сроков монтажа конструкций при предврительной (до начала монтажа) обработке контактных поверхностей путем их очистки и консервации.
Формула изобретения
Способ обработки поверхности строительного элемента для сдвигоустойчивых болтовых соединений, включающий очистку поверхности, обезжиривание и нанесение на нее слоя консервации в виде клея холодного отверждения, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности соединения и улучшения условий труда при монтаже, в слой клея до его отверждения внедряют зерна абразивного материала до соприкосновения их с поверхностью строительного элемента, причем зерна абразивного, материала выступают над слоем клея.
581212
<.оставнтель 8 Гоник !ехред О. Лу ован Корректор С. !!атругнева
Редактор И Разумова
Подписное
Совета Министров СССР н открытий наб., д. 4/5
Закаs 4535)24 Тираж
3!33ИИ!!И осударственного комитета
IIo делам изобретений! l,ЛОа5, Москва, Ж-35, Раушскан
Фнлнал llllll «!!атент», r. Ужгород, ул. !!роектнан, 4
6 !
4<1< чники информации, принятые во ннимн
l l l l l 11 т И Э К С Н Р Р т И 3 Е: !. Вейнблнт fi.Ì. !3ысоконрочные болты в конст рукнняx мостов, «Транспорт», М., !97!, г. 31.
2. "" ноков A. (:., Княжев А. Ф. (:двигоусб тойчивые соединения на нысоконрочных болтах, «<лройизлат», М., !974, с. 56.
3. Ьерген Р. И. Ирнменение мн>ксидных стктавов в мостостроенни, настин ут «Оргтрансстрой», I pxHHческая информация. М., l966, е. 20.