Устройство для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных колонн
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски»
Социалистических
Респубиии (6Ц Доподнитедьное к авт. санд-ву (Р1) N. Кд.
Е 21 В 43/10 (Я2) Яаявдено 1807.73 (Я) 1950784/22-03 с присоединением заявки J4—(23) Приоритет (43) Опубдиковано 2%11776тоддетеиь,ф 43 (Щ Лата опуодикования описания 28.11,77
Вцрувтввевн3 еаивтет
Вевете Мееевтрев 6ИР ве веева втИртввв! а атваьпей (63) УДК б22 245 42 (088 8) (72) Автор изобретения
B.Ä. Куртов
pi) ЗаяантЕдЬ Прилукское управление буровых работ (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ
ХВ0СТОВНКОВ И СЕКЦИЙ ОБСАДНУЮ КОЛОНН
Изобретение касается бурения скважин и относится к устройствам для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных колонн.
Известны устройства для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных колонн.
Одно иэ известных устройств для спуска и цементирования хвостовикав состоит из левого переводника и воронки, навернутой на обсадные трубы 11).
Устройство не позволяет подвешивать хвостовики на цементном камне.
Во время ожидания затвердения цемента (031Ц нельзя производить промывку скважины из-за возможности прихвата бурильных труб цементом, поднявшимся выше хвостовика.
ВтоРое из известных устройств для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных колонн состоит из левого переводника, несущей трубы, узла размещения жидкостного подшипника и втулки, перекрывающей промывочные окна в воронке (2j.
Это устройство позволяет во время
СЗЦ промывать скважину с одновременным вращением бурильных труб. Однако возможно неотсоединение бурильных труб от опущенного хвостовика при нераэгерметиэации кольцевой полости жидкостного подаипника.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является устройство, состоящее из левого переводника, несущей трубы, узла подвески подшипника и втулки, перекрывающей промывочные окна, вы10 полненные в верхней части несущей трубы. Устройство позволяет во время
ОЗЦ вращать бурильные трубы и одновременно промывать ствол скважины
f3).
lS Недостатком устройства является низкая надежность разъединения. Это вызвано тем, что при вращении бурильных труб с одновременной промывкой несущая труба остается неподвижной
И и промывка идет только s ее верхней части. В результате возможен прихват несущей трубы цементом, Цель изобретения — повышение©надежности разъединения путем промывки
М с вращением.
Эта цель достигается тем, что переводник и часть несущей трубы same переводника имеют некРуглое сечение.
Такое выполнение устройства позЮ,воляет производить промывку скважины
581244 с вращением всех деталей, расположенHblx выше левого переводника.
На фиг.l изображено предлагаемое устройство; на фиг.2 — разрез A-,А на фиг,l; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.l.
Устройство состоит из воронки 1, соединенной левой резьбой с левым переводником 2, узла подвески подшипника 3., замка 4 левой резьбы переводника 2. Замок 4 связывает воронку 1 и головку 5, навернутую на несущую трубу 6.
B несущую трубу 6 вставлена втулка 7, укрепленная на срезных штифтах
8 и перекрывающая промывочные окна
9. Верхний конец несущей трубы 6 И кончается переводником 10 для соеди" нения с бурильными трубами.
Снизу к головке 5 подвешена на среэных штифтах 11 разделительная пробка 12, являющаяся одновременно 20 затвором для замка 4.
Воронка 1 в нижней части имеет резьбу для соединения с обсадными трубами- 1.3.
Переводник 2 и часть несущей тру- Qg бы 6 выше переводника 2 имеет некруглое сечение. В результате при вращении бурильных труб во время ОЗЦ при подвешенном хвостовике, крутящий момент не передается левому переводни- щ ку 2, а при опущенной несущей трубе
6 она входит своим некруглым сечением внутрь некруглого сечения левого переводника 2. При вращении бурильных труб в таком положении несу щей трубы 6 вывинчивается левый пе» реводник 2 и происходит разъединение.
Устройство работает следующим образом.
Устройство навинчивают на верхнюю трубу 13 секции обсадной колонны или хвостовика и на бурильных трубах опускают в скважину. При наличии эон осложнений спуск производят с промывкой и вращением подвешенных обсадных труб. 46
После достижения хвостовиком забоя и .промывки скважины закачивают цементньЯ раствор. Сверху цементного раствора в бурильных трубах помещают пробку и продавливают ее буровым рас- ® твором.
При достижении этой пробкой подвесной пробки 12 ее внутренний канал перекрывается. Повысившимся давлением срезаются штифты 11 и обе состы- 55 кованные пробки проталкиваются вниз до упорного колвца. При получении. давления по сигналу стоп продавку прекращают, и в бурильные трубы бросают шар или падающую пробку. При достижении шаром гтулки 7 перекрывается ее внутренний канал. При создании внутри бурильных труб давления срезаются штифты 8, втулка 7 спускается и открывает промывочные окна, 9.
После этого прямой или обратной промывкой вымывают излишне поднятый цементный раствор. При этом бурильные трубы вращают. Благодаря промывке с вращением вымывается весь цементный раствор, поднятый выше левого переводника.
Для отсоединения устройстза от обсадной колонны бурильные трубы перемещают вниз так, чтобы некруглое сечение несущей трубы 6 вошло в соединение с некруглым .сечением левого переводника 2. При вращении бурильных труб вправо переводник 2 вывинчивают из левой воронки 1 и извлекают. на поверхность вместе с головкой 5 и узлом подвески подшипника 3.
Благодаря воэможности промывать скважину во время ОЗЦ с вращением всех узлов устройства, расп ложенных выше левого переводника, предотвращается прихват его цементом. Это повышает надежность разъединения и воз+ можность возникновения тяжелых аварий, связанных с прихватом цементным раствором, поднявшимся выше хвостовика., Формула изобретения
Устройство для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных колонн, состоящее из левого перевадника, узла подвески подшипника, втулки, перекрывающей промывочные окна, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности разъединения путем промывки с вращением, переводник и часть несущей трубы выше переводника имеют некруглое сечение.
Источники инбормации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Временная инструкция по спуску и цементированию хвостовиков нефтяных и газовых скважин. Р.зНИИбурнефть|
Баку, 1968, с.27.
2. Авторское свидетельство СССР
9 300587,кл. Е 21 В 33/14, 1972.
3. Левин Е.И. и Ваулин B.Ï. Спуск и подвеска хвостовиков при креплении скважин, Чечено-Ингушское издательство, Грозный, 1970, с.73.
581244
Физ.З
Составитель В.Галустянц
Техред 3.Фанта Корректор С. Гарасиняк редактор Н.Разумова
Заказ 4541/26 Тираж 757 Подписное
QHHMltH Государственного комитета Совета Министров СССР пс делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4