Муфта электромагнитная порошкова
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
111. 581. 341 г»г ;
2 (51) М. Кл.
F 16 D 37/02 (61) Дополнительное к авт. свил-ну (22) Заявлено 04.05.75 (21)2131205/25-2 с присоелинением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликоваио25.11.77. Бюллетень №4 (45) Дата опубликования описания 30.11.77
Государственный неннтет
Савета Мннистрав СССР ие делам иэебретений н открытий (53) УД1< 621.839.8 (088.8) (72) Авторы изобретения
B. Ф. Гайдамака, И, П. Демковский и В. А. Томарев (71) Заявитель
Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В. И. )1енинв (54) МУФТА ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПОРОШКОВАЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах транспортных машин, в частности в подьемных кранах.
Известна электромагнитная порошковая муфта, содержащая неподвижный корпус с обмоткой возбуждения, ведущий и ведомый элементы, между которыми имеется ради» альный рабочий зазор, заполняемый электро. магнитным порошком (Ц
1О
Эта муфта, создающая плавно нарастающий во времени и регулируемый по величине пусковой момент, непригодна для создания аналогичных режимов торможения. Для создания таких; режимов требуется дополнителт 15 ное использование электромагнитных порошковых тормозов.
Известна также электромагнитная порошковая муфта, содержащая корпус с катушкой возбуждения, ведущую и ведомую полумуфгы и тормозной узел, выполненный в виде установленного на ведомом валу дополнительного ротора, взаимодействующего через посредство ферромагнитного порошка с корпусом и управляемого дополнигельной катушкой возбуждения, вмонтированной в корпус (2 J Эта муфта, наиболее близка к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, обеспечивает бессгупенчагое регулирование режимов пуска и горможения, Однако конструкпия агой муфты сложна из-за наличия в одном узле двух элементов (муфты и тормоза), каждый нз которых включает ведомые элементы, рабочие зазоры с ферромагнитным порошком и катушки возбуждения. Uce это увеличиввег габариты муфты.
11ель изобретения - упрощение конструкции и уменьшение габаритов муфты — достигается благодаря гому, что ведущая полумуф
ra предлагаемой электромагнитной порошковой муфты выполнена в виде сгвквнв, установленного внутри корпуса с возможно< тью проворота и жестко соединенного с тормозным элементом, который выполнен н виде шкива, а ведомая полумуфга усгвноллена внутри ведущей с обрвз<ни шн.м кол цевого рабочего зазора.
581 341
На чертеже изображена предлагаемая электромагнитная порошковая муфта, разрез.
Муфта включает ведущую полумуфгу 1, выполненную в виде закрытого стакана, 5 жес тк о соединенного с тормоз ным шкивом
2, неподвижный корпус Э с обмоткой возбуждения 4 и ведомую полумуфту 5, выполненную совместно с валом 6.
Муфта снабжена крышкой 7, в которой 10 с помощью подшипников качения 8 центрируегся полый вал ведущей полумуфты 1.
Вал 6 ведомой, полумуфты 5 установлен с воэможностью вращения В подшипниках качения 9, размещенных в корпусе ведущей полумуфты 1.
Между внутренней поверхностью ведущей цолумуфгы 1 и наружной поверхностью ведомой полумуфты 5 имеется кольцевой ра» бочий зазор 10, заполненный ферромагнит 2Ф ным порошком, а между внутренней поверх- . ностью корпуса 3 и наружной поверхностью ведущей полумуфгы 1 - воздушный зазор 11.
Муфта работает следующим образом.
Неподвижный корпус 3 и ведомая полу- 25 муфта 5 образуют магнитопровод, в котором при црохождении тока через обмотку возбуждения наводится магнитный поток, пересекающий перпендикулярно рабочий зазор 10, что вызывает сопротивление частиц 30 порошка сдвигу и создает плавно нарастаюлций во времени и регулируемый по величине крутящий момент, пропорциональный величине тока в обмотке возбуждения 4.
При вращающейся ведущей олумуфте 1 35 за счет плавно нарастающего во времени крутящего момента ведомая полумуфта 5 начинает вращаться с некоторым проскальзыванием. После выравнивания скоростей ведущей 1 и ведомой 5 полумуфг скольжение40 прелращаегся. Таким образом производится плавный регулируемый пуск.
Г1ри необходимости торможения ток в обмотке возбуждения 4 включается, дейст» вие крутящего момента между ведущей 1 и ведомой 5 полумуфтами прекращаегся. Ведущая полумуфта 1 фиксируется неподвижно посредством момента, приложенного к шкиву 2 с помощью фрикционного тормоза, например ленточного или колодочного.
При подаче тока в обмотку возбуждения
4 ведомая полумуфта 5 тормозится относительно неподвижной ведущей полумуфгы 1 плавно нарастающим во времени и регулируемым по величине моментом.
Таким образом, в описанной электромагнитной порошковой муфте возможно бесступенчагое регулирование режимов не только пуска, но и торможения - путем остановки ведущей полумуфты и торможения ведомой полумуфты по экспоненциальному закону относительно ведущей полумуфты.
Ф ормула из обретения
Муфта электромагнитная порошковая, содержащая неподвижный корпус с катушкой возбуждения, ведущую и ведомую полумуфты и тормозной элемент, о т л и ч аю ш а я с я тем, что, с целью упрошу ния конструкции муфты и уменьшения ее габаритов, ведущая полумуфга выполнена B виде стакана, установленного внутри корпуса с воэможностью проворота и жестко соединенного с тормозным элементом, который выполнен в виде шкива, а ведомая полумуфта установлена внутри ведущей с образованием кольцевого рабочего зазора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Хабенский М. Я. Электромагнитные порошковые муфты. М„1968, с, 1Э, рис. 8.
2. Авторское свидетельство СССР
Ж 419659, кл. F 16 D 37/02, 1972, Составитель ll. Антипова
Редактор Г, Котельский Техрец Н. Анцрейчук Корректор М. Демчик
Заказ 4552/31 Тираж 1154 Подписное
ШМИИПИ Государственного комитета (. овета Министров СССР
llo делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., a,. 4!5
Филиал llllll l1атент, г. Ужгор д, ул, Проектная, 4