Инерционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИС Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К ЯВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистииеских
Республик (6l) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлвно21.07.76 (21)2390491/2&-27 (51) М. Кл.
F 16 9 43/16 с присоединением эаявкн №
Государственный комитет
Соввта Мнннотроа СССР оо делам изобретений н открытий (23) Прнорнтет (43) Опублнковано25.11.77. Бюллетень №43 (4б) Дата опубликования описания 15.12.77. (53) УДК621.825.5 (088,8) (72) Автор нэобретення
А. Ф. Дубровский
Челябинский политехнический институт им. Ленинского
КОМСОМОЛ & (71) Заявитель (54) ИНЕРЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических. передачах для соединения двигателя с исполнительными органами машины.
Известна центробежная планетарная муфта, содержащая ведущий вал с выполненным заодно с ннм водилом планетарной передачи, на осях которого свободно установлены сателлиты, снабженные неуравновешенными массами и зацепляющнеся с солнечным колесом.
Расположение полых дисковых кассет соосно с сателлитами порождает дополнительные контактные напряжения в зубчатом зацеплении сателлитов и солнечного колеса.
Известна также другая муфта, работающая как вариатор и содержащая водило, расположенные в нем на осях сателлиты, взаимодействующие с центральным колесом, и грузы, расположенные в пазах на сателлитах н перемещающиеся в них относительно осей сателлитов под действием сил инерции прн вращении водила.
Эта муфта наиболее близка к изобретению по технической сугцности и достигаемому реэ ул ьта ту.
Сателлиты в такой муфте крепятся на осях, что требует введения в ее конструктивную схему дополнительных подшипников. Велики габариты муфты в осевом направлении. Кроме
2 того, прн креплении сателлитов на водиле необходимо соблюсти параллельность осей муфты и сателлитов, обеспечив прн этом контакт зубьев в зубчатом зацеплении по линии. !1оследнее обстоятельство в значительной степени
5 сказывается на долговечности муфты.
Целью изобретения является повышение долговечности муфты путем снижения контактных напряжений в зубчатых зацеплениях.
Указанная цель достигается благодаря тому, что инерционная муфта согласно изобретению снабжена эпициклическнм колесом, соединенным с ведущим валом и входящим в зацепление с сателлитами, которые свободно размещены между центральным н эпициклическим колесами, при этом последнее снабжено торцовыми опорными кольцами, а сателлиты-дисками с наружными цилиндрическими поверхностямн, взаимодействующими с внутренними цилиндрическими поверхностями опорных колец.
На фиг. 1 изображена предлагаемая инерционная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 дан разрез по А — А на фиг. 1.
Инерционная муфта содержит ведущий маховик 1, на котором крепится эпицнклическое колесо 2 с неподвижно закрепленными на нем опорными кольцами 3, наименьший диаметр
25 которых равен диаметру делительной окружности эпициклического колеся. Ьслел!1Се взаимодействует с сателлитами 4 (!!а !epTt жах условно показан один сателлит), на которых закреплены диски 5, наибольший диаметр которых равен диаметру делительной окружности сателлитов. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с центральным колесом 6. В пазах сателлитов, выполненных концентрично делительной окружности эпициклического колеса, размещен груз 7, который при вращении сателлитов перемещается в окружном направлении по полости 8 (фиг. 2), сообщающейся с пазами и выполненной концентри п1о делительной окружности, сателлита.
Муфта работает следующим образом.
При неподвижных эпициклическом и., центральном колЕсах вследствие наличия боковых зазоров в зубчатых зацеплениях сателлиты имеют некоторую свободу (отсюда и аз !за !11!е
«плавающие сателлиты»), При вращении эпициклического колеса 2 сателлиты обкатыва!отся по центральному колесу 6. Возника oHI!ie прн этом силы инерции стремятся прижать сате, .лит поверхностями дисков 5 к соответств,!o!1!!" поверхностям опорных колец 3. 1:ак!. .! Обра-; зом, центробежные силы воспри-имаются кольцами 3, но которым перекатываются без скольженин диски 5 с сателлитами. 8 этом заклк)чается принцип динамической фиксации сателлитов в радиальном направлении. Смегцепп.о сателлитов в осевом направлении препятствуют лиски 5, торцовые поверхности которых упиракэтся В сООтВетствуюьцие 1!О -ep;;!Н1стн зубьев эпициклического и центрального колес.
При небольших числах оборотов эп1! ци илического колеса 2 сателлиты обкатываются во центральному колесу 6. При увеличении скорости эпициклического колеса цс11! робе1кпые силы, действующие на грузы, Возрастают и при Оl ределенном числе Оборотов !1:1 !1!1:i в ! i . 1 . с т c! I !! В л и в я т ь сателлиты, ч то Вызывает !!1!Н1рачинание колеса 6. Дальнейшее увели-! с!1ие скорости эпициклического колеся ведет к росту центробежных сил, действующих на груз!.1, и к полной остановке сателлитов. В
1 результате колесо 6 начинает вращаться со с!Соростью, равной скорости вращения эпициклпчесиого .колеса 2. При Возрастании момента сопротивления на колесе 6 оно приостанавливается, передаточное число муфты увеличивается и зозрастает крутящий момент при тех в же числах оборотов эпициклического колеса, Прп Вращении сателлиты фиксируются в планетарном ряду благодаря Возникновению ..Нл инерции при помощи опорных колец.
Вследствие этого отпадает необходимость в установке дополнительных подшипников креплений сате !Лита, уменьшаются осевые габариты муфты, улуч!паются условия работы зубчать!х зацеплсний Ввиду поВышения тОчнОсти планетарного ряда, <>."О,11.1(!,. Дп 93О61эетВииЯ ! !:рциопиая 1!у 1 -à,,содержащая ведущий
: ал, !1е!1-1 ралы!Ое ведомое колесо и сцепленв1-е ":«им сателлиты с дебалансами, отличаю. =;;.., Чтoi с целью floBIIIIIeIIHH ее долго.:-.::.!!1: —:Сг!! и,:Те!! Сни:ке!!Ия контактных напря 1:с!ий в зуо !ать!х зацеплениях, она снабжена
31! !1! ц! к Л11ч сс к и м КОл есОм, соеди не н н ы м с Ве.:у1:.!1! валом и Входящим в заценление с caf. =,i!ië 1 B,f Н, которьlе СВободно размеще!1ы между це!!тральпым и эпицпк,чическим колесами, последнее из которых снабжено торцовыми
- пер-,<1;1м11 кс1цьцами, а сателлиты — диcHBMИ
r lie ру;! .1! ifiil! цилиндрическими поверхностяи, вз!1!1:-,1г1действиощимп с Внутренними цилин„- ;:.:;::.- . -:о1;.,-и поверхпостямп опорных колец.
Д Щг @Р
58!342
Составитель Л. Старостин
Тех ред О. Луговая Корректор П. г1ааафФЭиЧ
Редактор Г. Котельский
Заказ 4553/32 Тираж 1154 Подп ясное.
LlHHHllH Государственного комитета Советд Министров СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. в!5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4