Ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П
ИЗО
К АВТОР
Сеоз Советсва
Сезциалыстымесюи
Республын
581550 (61) Дополните л (22) Заявлено 2 с присоединени
i 3) Приоритет (43) Опубликов (45) Дата опуб
М, Кл.
Н 02 К 3/00
Государственный комитет
Саевте Миниатрае СССР па денем изобретений и аткрапнй
УДК 621.313. ,045.8 (088.8) А. И. Лященко и В. С. Кильдишев (72) Автора изобретения (71) 3
Заявители Институт электродинамики АН Украинской ССР и Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашин остроения (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности, к роторам мощных высокооборотных электрических машин.
Известен ротор электрической машины, включающий многофазную обмотку, уложенную и закрепленную в пазах сердечника ротора клиньями, а в лобовых частях — кольцевым бандажом по внешнему диаметру (1).
Этот ротор с многофазной обмоткой имеет тот недостаток, что в лобовых частях обмотки разных фаз располагаются слоями, которые !О могут сниматься под действием центробежных сил, что может приводить к разрушению и пробою изоляции, нарушению балансировки и т.т.
Известен также ротор электрической машины, включающий магнитопровод с расположенной в его пазах двухфазной однослойной обмоткой, состоящей из концентрических катушек, лобове части которых выполнены двухплоскостными так, что катушки одной из фаз выполнены прямыми и закреплены цилиндрическим бандажом, опирающимся на центрирующее кольцо и вал ротора, а катушки другой фазы отогнуты под прямым углом к оси ротора (2) .
Эта конструкция также не обеспечивает достаточной механической прочности внутренних слоев лобовой части обмотки. 25
Цель изобретения -- повышение механической прочности и надежности ротора.
Это достигается тем, что в двухфазной однослойной обмотке поперечные участки отогнутых лобовых частей катушек закреплены дополнительным цилиндрическим бандажом, имеющим вырезы под продольные участки катушек, посаженным одним концом на центрирующее кольцо и вал ротора, а другим — в кольцевые выточки, выполненные в торцовой части магнитопровода ротора.
Кроме того, между. наружным и внутренним цилиндрическими бандажами располэжены упоры, повторяющие контур изгиба продольных участков отогнутых лобовых частей и выполненные, например, в виде металлических уголков, входящих в продольные пазы наружного бандажа.
На чертеже изображен ротор электрической машины, продольный разрез.
Однослойная двухфазная обмотка выполнена из концентрических катушек, размещенных в пазах ротора I. Лобовые части катушек одной фазы 2 после выхода из пазов отогнуты к оси ротора и закреплены внутренним цилиндрическим бандажом 3 из немагнитной стали, который посажен одним концом на центрирующее кольцо 4 и вал ротора, а другим входит в
4 «с °
581550
t еф „. ю
Формула изобретения
Составитель О. Клочков
Редактор Л. Гребенникова Техред О. Луговая Корректор Д. Мельниченко
Заказ 4589 43 Тираж 9l 7 Подписное
LLHHHHH Госуларственного комитета Совета Мннис гров СССР по лелам изобретений и открытий! l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугиская наб., л. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Я
I кольцевую выточку 5 на торце части ротора.
Бандаж 3 имеет вырезы. Криволинейные участки изогнутых катушек крепятся с по 1ощью фигурных упоров, например металлических уголков 6, зажатых между внутренним бандажом
3 и наружным цилиндрическим бандажом 7, который насажен на поверхность лобовых частей прямолинейных катушек второй фазы 8 и закреплен на валу ротора обычным способом. На внутренней поверхности бандажа 7 имеются продольные пазы 9 с упором для фиксации уголков 6 от осевых и тангенциальных смещений. Лобовые части катушек под внутренним бандажом могут размещаться в один или два слоя.
В машинах большой мощности при большом числе катушек в фазе возможно размещение лобовых частей катушек под внутренним бандажом в два слоя (попарно, одна над другой).
Это уменьшает вылет обмотки и осевой размер ротора.
Технический эффект, достигаемый такой конструкцией ротора электрической машины с двухфазной однослойной обмоткой, заключается в том, что монолитная, высокопрочная конструкция лобовых частей обмотки обеспечивает высокую надежность ротора, а следовательно, и всей электрической машины. 25
Данная конструкция может найти применение в мощных синхронных турбогенераторах и двигателях с продольно-поперечным возбуждением, асинхронных турбогенераторах, возбуждаемых со стороны ротора частотой скольжения.
1. Ротор электрической машины, включающий магнитопровод с расположенной в его пазах двухфазной однослойной обмоткой, состоящей из концентрических катушек, лобовые части которых выполнены двухплоскостными так, что катушки одной из фаз выполнены прямыми и закреплены цилиндрическим бандажом, опирающимся на центрируюгцее кольцо и вал ротора, а катушки другой фазы отогнуты под углом к оси ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения механической прочности и надежности, поперечные участки отогнутых лобовых частей катушек закреплены дополнительным цилиндрическим бандажом, имеющим вырезы под продольные участки катушек, посаженным одним концом на центрируюшее кольцо и вал ротора, а другим -- в кольцевые выточки, выполненные в торцовой части магнитопровода ротора.
2. Ротор по п. I, отличающийся тем, что между наружным и внутренним цилиндричеСкими бандажами расположены упоры, повторяющие контур изгиба продольных участков отогнутых лобовых частей и выполненные, например, в виде металлических уголков, входящих в продольные пазы наружного бандажа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
I. Проектирование электрических машин.
Под ред. А. С. Сергеева, М.— Л., Госэнергоиздат, 1950, с. 61, фиг. 3 — 16.
2. Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. М.— Л., 13H, 1958, с. 166, рис. 5 — 8.