Способ притирки сопряженной пары зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
@cBcQ озндд йатбит о бтебт у вн б,; д пц 58207I
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 452451 (22) Заявлено 11.11,75 (21) 2189062/25-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.77. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 02.12.77 (51) М. Кл.2 В 23F 19/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.924.6-04:
: 621.833.15 (088,8) (72) Авторы изобретения
Э. 8. Рыжов, М. Б. Кивенсон, В. Ф. Ионак, И, В. Кузьменко и С. А. Певзнер
Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРИТИРКИ СОПРЯ)КЕННОЙ ПАРЫ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение касается технологии изготовления зубчатых передач.
По основному авт. св. № 452451 известен способ притирки зубьев парных зубчатых колес в корпусе редуктора при помощи зубчатого притира, вводимого в зацепление с притираемым колесом и совершающего наряду с вращательным возвратно-поступательное движение вдоль его оси. Затем осуществляют направленный съем металла с рабочих поверхностей зубьев.
Однако получаемый этим способом прямолинейный профиль не обеспечивает равномерного распределения нагрузки по длине зубьев.
Целью изобретения является повышение качества зубчатой пары.
Для этого по предлагаемому способу притирки сопряженной пары зубчатых колес в процессе окончательной притирки осуществляют непрерывный по длине зубьев контроль температуры в зоне зацепления парных колес и в зависимости от степени нагретости различных участков изменяют нагрузку между зубьями притира и соответствующими участками притираемого колеса, производя дополнительный направленный съем металла, пропорциональный температуре этого участка.
Способ учитывает то обстоятельство, что равенство температур различных участков контактирующих зубьев парных зубчатых колес является одним из наиболее точных показателей равномерного распределения нагрузки по длине зубьев. Чем больше нагрузка на каком-либо участке в зоне контакта, чем выше температура на этом участке, и, наоборот, чем меньше передаваемая нагрузка, 10 тем ниже температура соответствующих участков зубьев.
Поскольку съем металла при притирке пропорционален нагрузке между зубьями притира» притираемого колеса, то при осуществле15 нии предложенного способа обеспечивается больший съем на участках с большей температурой и меньший съем на участках с меньшей температурой. Процесс притирки продолжается до выравнивания температур, что
20 свидетельствует о равномерном распределении нагрузки по длине зубьев.
Поскольку зубчатая пара работает под расчетной нагрузкой, значительно превышающей нагрузку между притиром и притнраемым
25 колесом, нагрев зубьев притпраемого колеса в результате притирки их притпром практически не отражается на распределении температур по длине зубьев в зоне зацепления парных колес.
582071
Формула изобретения
Составитель M. Пуряев
Техред Н. Рыбкина
Корректор 3. Тарасова
Редактор О. Юркова
Подписное
Заказ 2705/18 Изд. № 963 Тираж 1207
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Способ притирки сопряженной пары зубчатых колес по авт. св. № 452451, о тл и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества зубчатой пары, в процессе окончательной притирки осуществляют непрерывный по длине зубьев контроль температуры в зоне зацепления парных колес и в зависимости от степени нагретости различных участков изменяют нагрузку между зубьями притира и соответствующими участками притираемого
5 колеса, производя дополнительный направленный съем металла, пропорциональный температуре этого участка.