Ведущий мост транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

O n И C А Я ;И"- Е! .. SS Oe

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

R АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.06.75 (21) 2146211/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.77. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 22.11.77 (51) М. Кл.з В60К17, 16

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК, 629,113,012. .112:621.833 (088.8) (72) Авторы изооретения

H. А. 1оловацкий, В. П. Прищепов и H. Н. Парфенов

Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова (71) Заяьитель (54) ВЕДУ1ЦИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается ведущих мостов транспортных средств.

Известен ведущий мост транспортного средства, содержащий установленный в картере редуктор главной передачи, имеющий ведомую шестерню, дифференциал, состоящий из пары конических шестерен, находящихся в зацеплении с сателлитами, установленными на осях- с возможностью вращения, и конечные планетарные передачи, солнечные шестерни которых соединены с полуосями, а водила связаны со ступицами ведущих колес.

Однако дифференциал этого ведущего моста соединен своим корпусом с ведомой ше стерней и вращается вместе с ней.

Управление частичной блокировкой такого вращающегося дифференциала затруднительно, а характеристики самоблокирующихся дифференциалов нестабильны.

Кроме того, доступ к дифференциалу для его осмотра или ремонта возможен только после разборки ведущего моста, так как предварительно необходимо извлечь полуоси и редуктор главной передачи.

Цель изобретения — улучшение доступа к дифференциалу для его ремонта и обслуживания и обеспечение возможности регулирования степени его блокировки.

Для этого предлагаемый мост снабжен полыми валами, установленными концентричпо полуосям, жестко соединенным с ведомой шестерней редуктора главной передачи, и связанными с коронными шестернями конечных планетарных передач и с коническими шестернями дифференциала, оси сателлитов которого установлены в картере редуктора главной передачи, при этом по крайней мере

10 один из сателлитов снабжен тормозом с регулируемым усилием.

Кроме того, тормоз может быть расположен соосно сателлиту и жестко соединен с картером редуктора главной передачи.

15 На чертеже изображена принципиальная кинематическая схема предлагаемого ведущего моста транспортного средства.

Картер 1 ведущего моста имеет присоединительные элементы для крепления редуктора главной передачи 2 и конечных планетарных колесных передач 3, снабженных колесными тормозами 4.

Редуктор главной передачи 2 содержит установленный на подшипниках первичный вал 5 с конической шестерней 6 и фланцем

7, а также установленный на подшипниках промежуточный вал 8 с посаженными жест«о на нем конической шестерней 9, находящейся в зацеплении с шестерней 6, и цилинд582109 рической шестерней 10, находящейся в зацеплении с ведомой цилиндрической шестерней 11.

С противоположной расположению фланца 7 стороны редуктор главной передачи имеет сателлит 12, установленный с возможностью вращения относительно оси 13 и образующий совместно с коническими шестернями 14 дифференциальную передачу. Конические шестерни 14 установлены в картере редуктора главной передачи 2 на подшипниках и соединены, например, посредством полых валов 15 с коронными шестернями 16 конечных планетарных передач 3. Солнечные шестерни 17 конечных планетарных передач 3 посредством полуосей 18, установленных соосно полым валам 15 соединены жестко с ведомой шестерней 11 редуктора главной передачи 2. Водило 19 каждой конечной планетарной передачи 3 снабжено установленными на своих

: сях сателлитами 20, имеет посадочные и присоединительные элементы для крепления ведущего колеса, а также жестко связано с барабаном колесного тормоза 4. Сателлит 12 конической дифференциальной передачи ведущего моста снабжен тормозом 21, установленным снаружи ведущего моста. Тормоз 21 имеет возможность регулировки тормозного усилия и его изменения по величине в процессе движения транспортного средства по сигналу, подаваемому водителем или средствами автоматики по какому-либо параметру, например, в зависимости от угла поворота управляемых колес или от величины буксования ведущих колес.

На чертеже не показаны обычные для подобных устройств сальниковые уплотнения, шлицевые соединения, отверстия и пробки для за|правки ведущего моста смазкой, контроля уровня и слива этой смазки.

Описанный ведущий мост работает следующим образом.

Крутящий момент двигателя транспортного средства, преобразованный в коробке перемены передач, поступает с помощью карданного соединения на фланец 7 редуктора главной передачи 2 и через шестерни 6, 9, 10 и 11 и соответствующие валы 5 и 8 и полуоси 18 подается на солнечную шестерню 17 каждой планетарной передачи 3. При этом движение передается водилам 19 конечных планетарных передач 3 и соединенным с ними ведущим колесам транспортного средства. При этом, если тормоз 21 сателлита 12 дифференциальной передачи отпущен и не затянуты колесные тормоза 4, имеющие служебное значение (для остановки транспортного средства), то передаваемая каждым ведущим колесом ведущего моста касательная сила тяги равна и обусловлена сцепными качествами ведущего коле5 са, находящегося в менее благоприятных по сцеплению с дорогой условиях.

В случае, если нарушается кинематическое или силовое соответствие между правым и левым колесами, в работу вступает дифференlo циальная передача, при этом сателлит 12 вращается вокруг своей оси, уменьшая скорость вращения одной и соответственно увеличивая скорость вращения другой конических шестерен 14, тем самым изменяя скорость враще15 ния ведущих колес транспортного средства вплоть до изменения направления вращения ведущих колес, Требуемая величина блокировки дифференциала ведущего моста обеспечивается вели2р чиной тормозного момента, действующего на тормозе 21. При этом может быть обеспечена полная блокировка ведущих колес ведущего моста.

Формула изобретения

1. Ведущий мост транспортного средства, содержащий установленный в картере редуктор главной передачи, имеющий ведомую шестерню, дифференциал, состоящий из пары конических шестерен, находящихся в зацеплении с сателлитами, установленными на осях с возможностью вращения, и конечные планетарные передачи, солнечные шестерни которых соединены с полуосями, а водила связаны со ступицами ведущих колес, о тл и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения доступа к дифференциалу для его ремонта и обслуживания и обеспечения регулирования степени его блокировки, он снабжен полыми вала4р ми, установленными концентрично полуосям, жестко соединенным с ведомой шестерней редуктора главной передачи, и связанными с коронными шестернями конечных планетарных передач и с коническими шестернями

45 дифференциала, оси сателлитов которого установлены в картере редуктора главной передачи, при этом по крайней мере один из сателлитов снабжен тормозом с регулируе мым тормозным усилием.

5р 2. Ведущий мост по и. 1, отл ич а ющийс я тем, что тормоз расположен соосно сателлиту.

3. Ведущий мост по пп. 1 и 2, отл ич а ющийся тем, что тормоз жестко соединен с

55 картером редуктора главной передачи.

582109

19 И 17.7 f

Составитель В. Аравии

Техред Е. Митрофанова

Редактор О. Юркова

Корректор Н. Федорова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2925/4 Изд. № 926 Тираж 907 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5