Способ противоблокирования колес автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Л Ъ

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ щ 582II5

Союз советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.06.76 (21) 2369584/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.77. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 18.11.77 (51) М. Кл.2 В 60Т 8/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР ао дедам изобретений и открытий (53) УДК 629 113-59 (088.8) (72) Авторы изобретения А. Б. Гредескул, С. И. Ломака, Е. М. Гецович и М. В. Иосилевич (71) Заявитель

Харьковский автомобильно-дорожный институт (54) СПОСОБ ПРОТИВОБЛОКИРОВАНИЯ КОЛЕС

АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к противоблокировочным системам управления тормозами автомобилей.

Наиболее близким из известных технических решений является способ противоблокирования колес автомобиля, заключающийся в определении углового замедления тормозящего колеса и выдаче сигнала на растормаживание колеса при достижении им углового замедления пороговой величины (1).

Недостатком указанного способа является то, что пороговая величина углового замедления задается так чтобы прои торможении величина проскальзывания колеса находилась в определенном пределе, а коэффициент сцепления колеса с дорогой в продольном направлении был близким к максимальному. При этом колесо способно воспринимать боковую силу, равную Ч, 6 где cp„, — коэффициент сцепления колеса с дорогой в поперечном направлении, соответствующий р,„,„, — максимальному значению коэффициента сцепления в продольном направлении, а 6, — вертикальная нагрузка на колесо.

Такой способ противоблокирования обеспечивает эффективное торможение, однако при боковых силах, больших р„, 6„, например при торможении на повороте, не обеспечивает достаточной курсовой устойчивости автомобиля.

Целью изобретения является повышение курсовой устойчивости автомобиля при дейст5 вии боковой силы.

Для этого пороговое значение углового замедления тормозящего колеса понижают пропорционально увеличению боковой силы.

На фиг. 1 дан график зависимости коэффп10 циентов сцепления колеса с дорогой в продольном ср и поперечном q направлениях от величины проскальзывания Х; на фиг. 2 — зависимость проскальзывания Х и углового замедления а от времени t; на фиг. 3 — функ15 циональная схема противоблокировочного устройства, работающего по предложенному способу.

При движении на повороте на автомобиль действует сила инерции, равная

Qà 1 а а- Гд 0 а

g R где 6,— вес автомобиля; g — услорение свободного падения; V, — скорость автомобиля;

Л â€”; r — динамический радиус колеса.

Указанная сила является боковой силой, действующей на автомобиль, достигающей при больших скоростях и малом радиусе зна30 чительной величины.

582115

Датчик 1, установленный на колесе, вырабатывает сигнал, частота которого пропорциональна угловой скорости колеса. Блок

U© преобразует этот сигнал в аналоговое напряжение, пропорциональное угловой скорости ж колеса. Блок dldt дифференцирует угловую скорость. Величина углового замедления подается на блок о 5 сравнения его с пороговым значением. Угловая скорость а подается также в блок выбора максимальной угловой скорости co„>«. Блок oF перемножает

G)Ma>ac cGMy на себя.

Сигнал с блока оР и сигнал, пропорциональный радиусу R поворота, снимаемый с потенциометра 2, связанного, например, с рулевой

< > 2 колонкой, подаются в блок — .

„,а 2

В блоке К вЂ” величина — умножается на

R R

< > 2 постоянный коэффициент К. В блоке Л вЂ” К—

R ,„а величина К вЂ” вычитается из постоянной веR личины А, и разность, являющаяся переменным пороговым значением 5„, углового замедления, подается в блок 5соди ((5уа сравнения пороговых значений, меньшее из которых подается на блок а 5 сравнения углового замедления с пороговым значением углового замедления.

Коэффициенты А и К подбираются экспериментально для конкретного автомобиля.

5 Блок выбора S„„H обеспечивает при прямолинейном движении, при движении на повороте с малыми скоростями или с большими радиусами работу противоблокировочной системы с пороговым значением Scpnsj, а при движении

10 на повороте с большими скоростями и малым радиусом — с пороговым значением S „, Формула изобретения

15 Способ противоблокирования колес автомобиля, заключающийся в определении углового замедления тормозящего колеса и выдаче сигнала на растормаживание колеса при достижении им углового замедления пороговой

20 величины, отл ич а ю щий ся тем, что, с целью повышения курсовой устойчивости автомобиля при действии боковой силы, пороговое значение углового замедления тормозящего колеса понижают пропорционально увеличе25 нию боковой силы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент СССР № 360753, В 60t 8/08, 10. 10.69.

0nSg

Составитель С. Макаров

Редактор А. Купрякова

Гехред Н. Рыбкина

Корректор Е. Хмелева

Заказ 2550/9 Изд. № 926 Тираж 907 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2