Двухскоростная тормозная втулка ведущего колеса велосипеда
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е тп -682135
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сева Соввтскик
Социалистическитс
Ресвублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.04.69 (21) 1321367/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.77. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 16.11.77 (51) М. КлР В 62L 5/02
В 62М 11/16
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 629.118.3-585.82 (088.8) (72) Автор изобретения
Е. П. Плевако (71) Заявитель
Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (54) ДВУХСКОРОСТНАЯ ТОРМОЗНАЯ ВТУЛКА
ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ВЕЛОСИПЕДА
Изобретение относится к велостроению, а именно к многоступенчатым тормозным втулкам ведущего колеса велосипеда.
Известна двухскоростная втулка с переключением передач обратным смещением педалей, содержащая планетарную передачу, зубчатый венец с собачками, притормаживающие кольца и сепаратор (1).
Однако эта втулка сложна в изготовлении и не позволяет использовать конструкцию односкоростной втулки.
Известна также двухскоростная тормозная втулка ведущего колеса велосипеда, содержащая корпус, установленный на оси кулачок, несущий с одной стороны звездочку, а с другой — муфту свободного хода, тормозное устройство и планетарный механизм с муфтой переключения, включающий в себя ведущ ю и ведомую части и сепаратор, взаимодействующий с ведущей частью (2).
Расположение планетарной передачи с муфтой переключения внутри корпуса втулки приводит к увеличению диаметра корпуса, веса втулки и к утрате связи и унификации с односкоростной втулкой.
Цель изобретсния — уменьшение габаритов втулки путем использования механизма односкоростной втулки.
Для этого втулка снабжена притормаживающим устройством для взаимодействия сепаратора с неподвижной частью втулки, состоящим из двух взаимодействующих колец, расположенных по обе стороны звездочки, а планетарная передача с муфтой переключения
5 расположена между звездочкой и корпусом; при этом сателлиты планетарной передачи располо>кеньт в кулачке.
На фиг. 1 схематично изображена предло>кенная втулка, общий вид; на фиг. 2 — то
10 же, вид сбоку с частичным вырезом.
С ведущим кулачком 1 жестко связана приводная звездочка 2. Сателлиты 3, осп которых жестко связаны с кулачком 1, находятся в зубчатом зацеплении с неподвижной солнеч15 ной шестерней 4, выполненной заодно с осью втулки, и зубчатым венцом 5 планетарной передачи, в котором установлены собачки 6.
Венец 7, жестко связанный с наружным корпусом втулки имеет сквозные прорези для
20 возможности его зацепления с зубчатым венцом 5 посредством собачек 6.
Между венцом 5 и звездочкой 2 расположен сепаратор 8 с частичным охватом собачек 6, имеющий по наружной части чередующиеся
25 узкие и широкие прорези. Сепаратор 8 связан трением с пружинным кольцом 9, которое через продолговатую прорезь в звездочке
2 связано шлицом с другим пружинным кольцом 10 и далее трением — с неподвижным
30 колпачком 11. На оси втулки жестко установ582135 лено внутреннее кольцо 12 шарикоподшипника.
На внутренней стороне кулака 1 расположена муфта 13 свободного хода, обеспечивающая возможность зацепления с наружным корпусом втулки. Далее на оси втулки расположен связанный с муфтой 13 отжимной конус
14 и тормозной барабан 15, состоящий из двух половин, охваченных упругим кольцом с возможностью фрикционного контакта с наружным корпусом 16, Барабан 15 жестко связан с левым кулачком 17, который посредством рычага 18 неподвижно закреплен на раме велосипеда.
Работает устройство следующим образом.
В режиме повышающей передачи при вращении звездочки 2 сателлиты 3, обкатываясь вокруг шестерни 4, увлекают в том же направлении, но с большей угловой скоростью венец 5 с собачками б, сепаратор 8 и, если собачки б проходят сквозь прорези сепаратора
8, также венец 7 корпуса 16 втулки и колесо велосипеда.
В режиме холостого хода звездочка 2 остановлена. Корпус 16 вместе с колесом велосипеда продолжают вращаться по инерции, а собачки б проскальзывают.
В режиме прямой передачи при повороте звездочки 2 в обратную сторону, но не на столько, чтобы начал действовать тормоз, сепаратор 8, приторможенный кольцами 9 и
10, остается неподвижным, а венец 5 с собачками б смещается назад, в результате чего собачки б западают в соседние узкие прорези сепаратора 8. Теперь при вращении звездочки 2 вперед собачки б уже не могут войти в зацепление с венцом 7 корпуса 16 втулки, а муфта 13 механизма односкоростной втулки вводит в зацепление кулачок 1 с корпусом 16 втулки.
В режиме торможения кулачок 1, поворачиваясь назад, отжимает влево конус 14, который раздвигает обе половины барабана 15 до контакта с корпусом 16 втулки. Усилие торможения через левый конус 17 и рычаг 18 передается на раму велосипеда, 10
Формула изобретения
Двухскоростная тормозная втулка ведущего колеса велосипеда, содержащая корпус, уста15 новленный на оси кулачок, несущий с одной стороны звездочку, а с другой — муфту свободного хода, тормозное устройство и планетарный механизм с муфтой переключения, включающей в себя ведущую и ведомую ча20 сти и сепаратор, взаимодействующий с всдущей частью, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов путем использования механизма односкоростной втулки, она снабжена притормаживающим устройством
25 для взаимодействия сепаратора с неподвижной частью втулки, состоящим из двух взаимодействующих одно с другим колец, расположенных по обе стороны звездочки, а планетарная передача с муфтой переключения рас30 положена между звездочкой и корпусом, при этом сателлиты планетарной передачи расположены в кулачке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
35 1. Патент ФРГ № 1181576, кл. 63k, 16, 1962.
2, Патент Швейцарии № 400805, кл. 63k, 16, 1966.