Движительный комплекс

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц 582I45

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.10.75 (21) 2346359/27-11 (51) М, Кл."- В 63Н 5/14

В 63Н 1/26 с присоединением заявки № (43) Опубликовано 30.11.77. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 30.11.77 (53) УДК 629.12 532 582 .5.037.002.54 (088.8) ло делам изобретений

Jl открытий (72) Авторы изобретения

В. И. Канивец, Л. Б. Благовидов и Л. П. Ким (71) Заявитель (54) ДВИ)КИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

РосУдарственный комитет (23) ттриоритет

Совета Министров СССР

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования лопастей гребных винтов в насадках.

Известен движительный комплекс, содержащий направляющую насадку с гребным винтом, лопасть которого уширена к концу контура (1).

Однако он имеет низкие пропульсивные характеристики.

Ближайшим техническим решением к изобретению является движительный комплекс, содержащий направляющую насадку с размещенным в неи гребным винтом, лопасть которого выполнена саблевидной формы и содержит часть линии наибольших толщин профиля сечений, плавно изгибающуюся в сторону выходящей кромки лопасти (2j 1 акой движительный комплекс имеет более высокий КПД в бескавитационном режиме работы, однако из-за низких кавитационных характеристик он обладает низкой эффективностью работы.

Цель изобретения — повышение эффективности работы движительного комплекса.

Для этого в предлагаемом движительном комплексе линия наибольших толщин профиля сечений выполнена S-образной с крутым перегибом в концевой части лопасти относительно ее оси на расстояние более 0,8 относительно радиуса гребного винта и с плавным прогиоом В комлевой части лопа : и от оси. тельно ее оси, причем линия наибольших толщин профиля сечений заканчивается на сле" де наибольшего радиуса спрямленного кон5 тура лопасти, конечная точка этой линии удалена от точки пересечения оси лопасти со следом наибольшего радиуса спрямленного контура на расстояние, равное не более 17% от максимальной ширины сечения лопасти, а

10 длина площадки усечения, выполненной на конце лопасти, не превышает 25% от максимальной ширины сечения лопасти.

1-1а фиг. 1 схематически изображен предлагаемыи движительный комплекс; на фиг. 2—

15 одна из лопастей комплекса.

Движительный комплекс содержит направляющую насадку 1, внутри которой размещен гребной винт 2 с лопастями 3. Лопасть 3 выполнена саблевидной формы и содержит часть

20 линии А наибольших толщин профиля сечений, плавно изгибающуюся в сторону выходящей кромки b лопасти.

Линия A выполнена S-образной с крутым перегибом в концевой части лопасти 3 отно25 сительно ее оси Ы на расстоянии O,d относительно радиуса винта 2 и с плавным прогибом в комлевой части лопасти 3 относительно оси В. Линия A заканчивается на следе наибольшего радиуса Я спрямленного конту30 ра лопасти 3. Конечная точка Г этой линии

3 удалена от точки Д пересечения оси В со следом радиуса R на расстояние Е, равное не более 17 /о от максимальной ширины сечения лопасти, а длина К площадки усечения на конце лопасти не превышает 25 /о от максимальной ширины лопасти.

Движительный комплекс работает следующим образом.

Винт 2 размещен так, что площадка усечения лопасти 3 длиной К расположена в районе цилиндрической вставки насадки 1 и при совпадении продольных осей насадки и гребного винта 2 поперечная ось насадки и ось В лопасти 3 совпадают.

При обтекании винта потоком жидкости часть его лопасти 3 на радиусе, меньшем

0,8 R, работает, воспринимая основную часть нагрузки, как обычный гребной винт, саблевидная форма контура лопасти 3 которого выбрана по типу изолированного винта, но с учетом неравномерности поля скоростей потока жидкости, а на радиусе, большем 0,8 R, где линия А наибольших толщин профиля лопасти 3 изогнута в сторону ее оси В, лопастью 3 воспринимается незначительная часть нагрузки и обтекается с меньшими относительными скоростями, чем у винта с закругленными концами лопастей, вследствие чего уменьшается вероятность появления кавитации.

В предлагаемом движительном комплексе с гребным винтом используются преимущества прототипа по рациональному распределению нагрузки на лопасти для получения высокого

КПД, преимущества лопастей с уширенными концами, снижающими кавитацию, что увеличивает долговечность работы гребного винта и насадки (при наличии кавитации концы лопастей разрушаются и нарушается целостность внутренней обшивки насадки), а также наиболее рациональное размещение гребного винта внутри направляющей насадки.

Применение гребного винта, содержащего признаки изобретения, позволяет уменьшить его дисковое отношение, что приводит к увеличению КПД движительного комплекса. На582145 пример, при переходе от дискового отношения

О 0,75 к О 0,60 увеличение при постоянной мощности силовой установки приводит к увеличению скорости судна примерно на 0,3 уз5 ла, а при переходе от О 0,90 и более к О 0,75 и менее изменения в скорости судна еще более существенны, Формула изобретения

10 Движительный комплекс, содержащий направляющую насадку с размещенным в ней гребным винтом, лопасть которого выполнена саблевидной формы и содержит часть ."инии наибольших толщин профиля сечений, 15 плавно изгибающуюся в сторону выходящей кромки лопасти, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы движительного комплекса, линия наибольших толщин профиля сечений выполнена S-образ20 ной с крутым перегибом в концевой части лопасти относительно ее оси на расстояние более 0,8 относительного радиуса гребного винта и с плавным прогибом в комлевой части лопасти относительно ее оси, причем линия

25 наибольших толщин профиля сечений заканчивается на следе наибольшего радиуса спрямленного контура лопасти, конечная точка этой линии удалена от точки пересечения оси лопасти со следом наибольшего радиуса

30 спрямленного контура на расстояние, равное не более 17 /о от максимальной ширины сечения лопасти, а длина площадки усечения, выполненной на конце лопасти, не превышает

25 /о от максимальной ширины сечения лопа35 с Ги.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Васин А. М. и Анфимов В. Н. Гидродинамика судна. Л., «Речной транспорт», 1961, 4о с. 250, 437.

2. Воеводская Е. Н., Иванов В. М. и Турбал В. К. Гидродинамические характеристики четырехлопастных гребных винтов в направляющих насадках, — Труды ЦНИИ им. акад.

4 А. Н. Крылова, выпуск 177, «Судпромгиз», 1961, с, 72.

582145...

Составитель В. Вернадский

Редактор О. Юркова Техред Е. Агафонова Корректоры: Л. Котова и 3. Тарасова

Заказ 2589/11 Изд. № 945 Тираж 563 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2