Компенсатор несоосности опоры и вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСА НИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1п1 582420
Союэ Советских
Социалистических
Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.06.76 (21) 2371135/11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.77. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 28.11.77 (51) М. Кл з F 16С 33/08
В бЗН 23/34
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и отнрытнй (53) УДК 629,12.002.
072.037 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. П. Торощин, Л. П. Гаврилюк и В. Г. Прокофьев (71) Заявитель (54) КОМПЕНСАТОР НЕСООСНОСТИ ОПОРЫ И ВАЛА
Изобретение относится к машиностроению.
Известен компенсатор несоосности опоры и вала, содержащий конусное кольцо, установленное в зазоре между опорой и валом, причем зазор залит металлом (1).
Однако такой компенсатор не обеспечивает возможности, последующей подцентровки вала Б процессе монтажа без применения paicточки опоры.
Наиболее близким известным техническим решением к изобретению является компенсатор несоосности опоры и вала, содержащий два расположенных одно внутри другого кольца, в нутренние и наруяные поверхности которых несоосны (2).
Однако контактирующие между собой поверхности колец такого компенсатора выполнены сферическими, что усложняет их изготовление, подгонку и монтаж.
Целью изобретения является упрощение технологии изготовления и сборки колец.
Для этого компенсатор снабжен двумя дополнительными кольцами, причем все кольца выполнены с цилиндрическими несоосными внутренними и наружными поверхностями и расположены одно внутри другого, при этом у двух колец оси наружных и внутренних поверхностей .пересекаются, а у двух других колец .пар аллельны.
На фиг. 1 изображен компенсатор в,продольном разрезе; на фиг. 2 — пространственная схема компенсации перекоса осей вала и опоры, где n — угол перекоса указанных осей, 5 P — угол между осью вала и осью наружной поверхности примыкающего к валу кольца, у — угол между осью наружной поверхности примыкающего к валу кольца и осью опоры; на фиг. 3 — пространственная схема компен10 сации смещения осей вала и опоры, где е,— смещение осей вала и опоры, ез, ез — эксцентриситеты наружной и внутренней поверхностей соответственно кольца, примыкающего к опоре, и кольца, контактирующего с его внут15 ренней поверхностью.
Компенсатор несоосности опоры и вала, например судового, включает в себя вал 1, опору 2 и расположенные одно внутри другого и подогнанные контактирующими поверхно20 стями кольца 3 — б с цилиндрическими несоосными внутренними и наружными,поверхностями. При этом у двух колец, например внутренних, оси наружных и внутренних поверхностей пересекаются, а у двух других ко25 лец, например наружных, указанные оси параллельHbI.
Кольца 3 — б изготовляются в цехе и устана|вливаются между опорой 2 и валом 1 до центровки оси 7 последнего, например с дви30 гателем судна. При центровке вала кольца
582420 поворачиваются одно относительно другого, причем относительный поворот колец 3, 4 с пересекающимися осями 7, 8 внутренних и осями 8, 9 наружных поверхностей компенсирует перекос осей вала и опоры, а поворот колец 5, 6 с параллельными осями 9, 10 внутренних и осями 10, 11 наружных поверхностей компенсирует смещение осей 7 и 11 вала,и опоры соответственно.
Фиксация колец от проворота в процессе эксплуатации осуществляется штифтами, электросваркой, клеевым составом или другим известным образом.
Компенсатор несоосности опоры и вала позволяет существенно упростить,и удешевить изготовление, подгонку и установку колец и монтаж вала на опорах, например, строящегося или ремонтируемого судна, организовать изготовление и,подгонку колец в цехе и избежать сложных расточных работ на месте постройки судна.
Формула изобретения
Компенсатор несоосности опоры и вала, например судового, содержащий два распо5 ложенных одно внутри другого кольца, внутренние и наружные поверхности которых несоосны, от л ич а ющи и ся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и сборки колец, он снабжен двумя дополнительными
10 кольцами, причем все кольца, выполнены с цилиндрическими несоосными внутренними и наружными поверхностями и расположены одно внутри другого, при этом у двух колец оси наружных и внутренних, поверхностей пе15 ресекаются, а у двух других колец параллельны.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
20 1. Авторское свидетельство СССР № 107037, кл. В 63h 23/34, 1955 r.
2. авторское свидетельство СССР № 394261, кл. В 63h 23/34, 1963 r.
582420
Составитель Ю. Новак
Техред Л. Гладкова
Корректор Л. Орлова
Редактор А. Купрякова
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2577/6 Изд. № 919 Тираж 1154
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5