Многодвигательный электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

00 582560

ОПИСАНИЕ

ИЗОЬЕЕт ЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.04.76 (21) 2346719/07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.77. Бюллетень Хе 44 (45) Дата опубликования описания 24.11.77 (51) Ы Кл Н 02Р 7/68

Н 02Р 1/54

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621 313 292 (088.8) оо делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Г. А. Балабаев, С. Г. Воронин, В. А. Лифанов, А. В. Тиманов и Б. Г. Шумихин

Челябинский политехнический институт им. Ленинского Комсомола (71) Заявитель (54) МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИ ВОД

Изобретение относится к регулируемым электроприводам малой мощности.

Известен многодвигательный электропривод (1), в котором осуществляется синхронное синфазное вращение роторов бесконтактных двигателей. Однако в таком приводе запуск двигателей может существенно затянуться.

Прототипом изобретения является многодвигательный электропривод (2), содержащий синхронные двигатели с датчиками поло>кения ротора, выходы которых соединены с входами выявителя рассогласования, подключенного к первым входам элементов совпадения, выходы которых связаны с входом полупроводникового коммутатора, Прототип обладает тем же недостатком. Исходное взаимное положение роторов двигателей может быть произвольным. Поэтому выбор отстающего по углу двигателя в первый момент времени является условным и возможно вращение ротора в различные стороны. К тому моменту времени, когда в системе выявится истинный отстающий двигатель — «лидер» может накопиться довольно значительное угловое и скоростное рассогласование роторов. Отработка этого рассогласования может опять привести к остановке или обратному вращению ротора одного или нескольких двигателей. Таким образом, будут осуществляться периодические колебания роторов относительно исходного положения до появления ситуации, благоприятствующей запуску и синхронизации. Следовательно, время запуска группы может существенно затянуться.

5 Цельго изобретения является повышение надежности и уменьшение времени запуска многодвигательного электропривода.

Поставленная цель достигается тем, что в состав элсктропривода введены триггер и дат10 чик скорости, причем один вход триггера подключен к кнопке «пуск», второй — соединен с выходом датчика скорости, вход которого подключен к объединенному выходу элементов совпадений, а выходы триггера подключены ко

15 вторым входам элементов совпадения.

На чертеже представлена блок-схема многодвига тельного электропривода.

Электропривод содержит два электродвига20 теля 1 и 2 с установленными на нх валах датчиками 3 и 4 поло>кения ротора. Электродвигатели управляются от общего коммутатора 5.

Электропривод снабжен выявителем рассогласования 6 импульсов датчиков 3 и 4, тригге25 ром регистрации режимов 7, датчиком скорости 8, двумя элементами совпадения 9 и 10 и кнопкой 11 пуска привода.

Выявитель рассогласования 6 имеет два входа 12 и 13, связанных с датчиками поло30 жения ротора 3 н 4, и два выхода 14 и 15.

582560

Триггер 7 имеет два входа 16 и 17 и два выхода 18 и 19, связанных со входами 20 и 21 элементов совпадения 9 и 10, вторые входы которых 22 и 23 связаны с выходами 14 и 15 выявителя рассогласования 6. Выходы элементов совпадения 9 и 10 объединены, и сигнал с них поступает на датчик скорости 8 и коммутатор 5.

Выявитель рассогласования импульсов 6 представляет собой устройство, преобразующее поступающие на его входы 12 и 13 импульсы с датчиков положения ротора 3 и 4 таким образом, что на его выход 14 всегда поступают импульсы опережающей, а на выход

15 отстающей по частоте или фазе последовательности.

Датчик скорости 8 преобразует частоту импульсов на его входе в постоянное напряжение, и при достижении частотой импульсов на входе коммутатора ар некоторого заданного значения арю подает сигнал на вход 17 триггера 7, например, путем последовательного соединения преобразователя частота — напряжение со стабилитроном.

Триггер в данном устройстве выполняет функции элемента памяти, т. е. фиксирует режим работы привода. При поступлении на его вход 16 импульса на выходе 18 появляется напряжение, а на выходе 19 нулевой сигнал и, наоборот, при поступлении импульса на вход 17 на его выходе 19 появляется напряжение, а на выходе 18 — нулевой сигнал.

Элементы совпадения 9 и 10 осуществляют запрет прохождению импульсов о р и а"р с выходов 14 и 15 выявителя рассогласования 6, если на их входах 20 и 21, связанных с триггером 7, имеется нулевой сигнал.

Устройство работает следующим образом.

Предположим, что к моменту пуска роторы двигателей находятся в произвольном положении. При нажатии кнопки «пуск» осуществляются одновременно подача напряжения на коммутатор двигателей и подача сигнала на вход 16 триггера 7. При этом на его выходе 18 появляется напряжение, а на выходе 19 нулевой сигнал. Напряжение с выхода 18 триггера 7 поступает на вход 20 элемента 9 совпа5

40 дения. Поэтому сигнал с выхода 14 выявителя рассогласования 6, соответствующего последовательности импульсов с датчика положения ротора опережающего двигателя, через элемент совпадения 9 поступает на входы датчика 8 скорости и коммутатора 5. В результате происходит разгон одного из двигателей группы, который к моменту пуска условно оказался опережающим. После достижения скоростью вращения этого двигателя некоторого значения, при котором происходит срабатывание датчика скорости 8 (ар — — сорц) на выходе последнего появляется импульс напряжения, поступающий на вход 17 триггера 7. В результате происходит опрокидывание триггера 7 и на его выходе 19 появляется напряжение, а на выходе 18 нулевой потенциал, элемент совпадения 9 при этом закрывается, а элемент 10 открывается. При этом сигнал с выхода 15 выявителя рассогласования 6 через элемент совпадения 10 поступает на вход коммутатора

5 и происходит разгон отстающего двигателя.

Формула изобретения (Иногодвигательный электропривод, содержащий синхронные двигатели с датчиками положения ротора, выходы которых соединены с входами выявителя рассогласования, подключенного к первым входам элементов совпадения, выходы которых связаны с входом полупроводникового коммутатора, о т л и ч а ющ и и ся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения времени запуска, в него введены триггер и датчик скорости, причем один вход триггера подключен к кнопке

«пуск», другой — соединен с выходом датчика скорости, вход которого подключен к объединенному выходу элементов совпадения, а выходы триггера подключены ко вторым входам элементов совпадения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР МО 445102, кл. Н 02К 29/02, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР М 395956, кл. Н 02Р 7/68, 1971.

682560

Составитель М. Нездюр

Техред E. Агафонова Корректор Л. Денискина

Редактор В. Левятов

Подписное

Типография, пр, Сапунова, 2

Заказ 2538/15 Изд. Ке 928 Тираж 917

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5